Пять основных ошибок при создании стартапа

Успех стартапа зависит от многих факторов, среди которых идея – это лишь часть. Ведь никогда не знаешь, выстрелит она или нет. Успех зависит также от удачи и везения, отбрасывать эти факторы не стоит. Еще одно условие – серьезность, с которой основатель стартапа подходит к работе и всем необходимым приготовлениям. В бизнес-книгах пишут: «Берись и делай», но эти слова стоит воспринимать с долей скептицизма: без подготовки – никуда.

Создавая свой стартап, лучше всего читать не книги удачливых бизнесменов, которым удалось заработать миллиарды и создать крупные компании, а интервью владельцев небольших стартапов, которые охотно описывают все сложности и подводные камни. Они рассказывают, как много внимания уделяют набору команды, как искали первых инвесторов, где брали деньги, какие книги читали и почему были вынуждены не спать ночами. В их рассказах можно проследить тот момент, когда «из ничего» появляется миллион. Смело эти стартаперы рассказывают и о том, какие ошибки совершили на своем пути. Мы собрали пять основных ошибок.

Команда – это важно

Команда является важной частью любого начинания. Харизмы и таланта одного человека недостаточно. Да, лидер должен вести за собой остальных. Но если за лидером следует «стадо», далеко он с ним не зайдет. Один из стартаперов признался: найти хороших сотрудников – это одна из самых сложных задач. Людям не хватает опыта, желания работать, стимулов. Большинство и вовсе работает только за зарплату. Очевидно, что это очень плохо для стартапа, которому постоянно нужно отдавать все силы.

Эксперты советуют нанимать людей,  которые умеют не только работать, но и мыслить творчески. Уделите поиску сотрудников время, не стоит спешить приглашать на работу первых попавшихся: может случиться, что после них нужно будет переделывать. Проверить работников можно с помощью тестового задания, и не одного, а нескольких. Затем взять на испытательный срок в пару недель или месяц. За это время можно увидеть, как работает человек и чего стоит от него ожидать.

Не забывайте про монетизацию

Многие думают, что смогут повторить успех Instagram и создать приложение, которое купят даже без четкой бизнес-модели для заработка. Но на самом деле даже Instagram поначалу зарабатывал деньги, продавая платные фильтры. Монетизация – это важно, и думать о ней нужно как можно раньше.

Во-первых, даже символический заработок позволит поддерживать работу стартапа и будет придавать уверенности в том, что вы все делаете правильно. Во-вторых, на начальных этапах работы приложения можно проверить, какие способы монетизации подходят лучше, что стоит заменить, а что – доработать. В-третьих, монетизация позволяет выявить процент пользователей, готовых платить. Это помогает рассчитать приблизительные заработки в будущем и выстроить план развития компании.

Помимо этого, модель монетизации нужна инвесторам. Стартап – это бизнес. И, как любой бизнес, он должен приносить деньги владельцам и инвесторам. Если модели для заработка денег нет, это крайне плохо и может получиться, что стартап работает больше как благотворительная организация, предоставляя услуги бесплатно. Привлечь инвестиции в такой стартап будет трудно. Другое дело, когда модель есть, но зарабатывает стартап пока мало – в будущем эту ситуацию можно будет изменить.

Два CEO быть не может

Первые проекты часто запускают вместе с друзьями: кто-то умеет одно, кто-то – другое, совместными усилиями удастся создать продукт. Деньги вкладываются одинаковые, время и силы – тоже. Тем не менее двух генеральных директоров сразу быть не может. Это бизнес, и у каждого есть свое мнение по любому вопросу. Чтобы конфликты не случались каждый день, нужно заранее определить сферы обязанностей.

Отлично этот пример описал Андрей Загоруйко, основатель портала ЦП. Несколько лет назад он вместе с Владиславом Цыплухиным создал издательский дом «Комитет», объединив два портала – ЦП и TJ. По словам Андрея, первое время оба занимались управленческой деятельностью, но со временем стало ясно, что ужиться двум CEO будет сложно. Решили не ходить вокруг да около и приняли решение разделить обязанности: Андрей отвечает за рекламу, Владислав – за работу редакции.

Подобный вариант стоит практиковать всем, кто собирается создавать бизнес не в качестве одиночного основателя. Все договоренности необходимо фиксировать на бумаге, подписывать контракты. В суде никто не будет принимать на веру слова «мы договорились» и «он обещал». Также стоит понимать, что если один человек затрачивает больше сил, чем второй, и доля его должна быть больше. Придется смириться с таким положением дел, невзирая на дружбу, ведь отсутствие четких договоренностей может стать причиной конфликтов в будущем.

Нельзя создать продукт для всех

Кто-то обязательно будет недоволен. Например, техника Apple для людей слишком дорогая, Xiaomi делают в Китае, Nexus 6 никак нельзя купить, а Samsung – тот копирует Apple, и это «не прикольно». Тем не менее у каждого из продуктов есть своя аудитория, которая помогает компаниям зарабатывать огромные деньги.

Поэтому у стартапа должна быть своя ключевая аудитория и набор возможностей, которые стартап этой аудитории предоставляет. Первоначальная цель – это то, что никак нельзя терять, ведь за этим пришли пользователи. Со временем, когда продукт или услуга устоится, можно создавать дополнения или рядом стоящий продукт. К примеру, стартап Intego еще 15 лет назад начал создавать антивирусы для Mac. На данный момент у компании есть каталог из нескольких приложений, но антивирус все так же присутствует.

Следите за бюджетом

Покупайте компьютер Apple только в тот момент, когда нужно создавать приложения под iOS или OS X. Старайтесь избегать лишних трат там, где они не нужны. Дорогой офис и красивые столы – это возможности крупных компаний, а для маленького стартапа это лишнее. Многие думают, что без офиса начать ничего не выйдет, и вкладывают в аренду огромные деньги. А ведь сегодня есть масса отличных альтернатив в виде коворкингов, свободных пространств или работы в Интернете.

Попробуйте попасть в стартап-акселератор: часто они сами выдают и деньги, и офисное пространство, и даже помощников: менеджеров, HR, маркетологов и прочих специалистов, оклады которых могут составлять большую часть расходов. К тому же акселератор – это еще и встречи с потенциальными частными инвесторами и фондами.

Бывалые стартаперы знают: все, что не вложено в программистов и команду, ведет к замедлению в работе. Ведь лучше взять трех разработчиков вместо одного и работать с ними удаленно, чем снимать офис в бизнес-центре у черта на куличках за огромные деньги. Оценивайте свои возможности трезво – это важное качество успешного стартапера.