Интервью с Анастасией Зайцевой, автором проекта для путешествий TRAPP

Анастасия Зайцева
Автор фото: Люба Козорезова / Институт Стрелка

Десятки тысяч приложений появляются в магазинах приложений каждый день, тысячи из них – стартапы, которые будут скачаны только один раз друзьями и знакомыми создателей. Найти свободную нишу на этом рынке непросто. Что касается тревел-приложений, выбор кажется сомнительным: поводов вернуться к такому продукту мало, возникают они нечасто, а в России с путешествиями особенно грустно – еще в 2014 году «Левада-центр» выяснил, что 82% россиян не имеют загранпаспорта, а 60% никогда не отдыхали за границей. К сожалению, к 2016 цифры не изменились. В апреле на Бумстартере стартовал проект по сбору средств на создание приложения для путешественников TRAPP. Зачем миру еще одно приложение про путешествия рассказывает выпускник курса «Vector&Samsung», автор проекта TRAPP – Анастасия Зайцева

Что это за приложение такое?

Представьте себе, что вы отправляетесь в путешествие с другом, и он делает для вас маршрут. Не пачку советов с форумов, а конкретный план, который позволит вам получить уникальный опыт и впечатления. Это уже не тур – это ваше личное приключение!

TRAPP – это не агрегатор и не справочник – это реальный инструмент, который решает реальные проблемы. В центре приложения – детальный маршрут путешествия. Цель – помочь справиться с самой сложной и ответственной частью путешествия – планированием. Соответственно, одним приложение просто поможет собрать даже самый сложный маршрут в единый простой план: объединить все брони, перемещения, точки посещения и т.д.

Trapp

Думаю, что возможность наглядно увидеть весь предстоящий трип – удовольствие, понятное каждому, кто хоть раз сам планировал маршрут, объединяющий больше 5 трансферов. Другим TRAPP поможет использовать лучший опыт в своих самостоятельных путешествиях, даже если оно первое в жизни. Детальные, обкатанные планы от друзей будут полезнее описаний, к ним мы добавим проверенные маршруты наших авторов – их можно как скорректировать, так и просто купить билеты, забронировать отели в нужных городах и отправится в путь.

Почему именно тревел? С этим связан личный опыт?

Конечно, любая идея вырастает из личного опыта, но если она никому кроме тебя и твоих друзей не интересна – это плохая идея. 10 лет в рекламе доказали мне, что судить о целевой аудитории по себе – глупо, вместо этого, в первую очередь, нужно всегда обращать внимание на существующие потребности и оценивать модели их закрытия, которыми пользуются люди.

Самостоятельные путешествия – это растущий тренд: те, кто уже прошел и Турцию, и Египет, и Таиланд по программе тура, уже давно начали примечать распродажи авиакомпаний, читать статьи о путешествиях и пробовать на вкус охоту за выгодными предложениями. Рост аудитории, отходящей от «пакетов» в сторону полу-самостоятельных или самостоятельных путешествий растет не только усилиями агригаторов, авиакомпаний, но и стараниями лидеров мнений, создающих тренд. «Потреблять» и «владеть» сегодня уже не так важно, как «переживать» и «пробовать» – все самое ценное и важное для потребителя теперь лежит в области приобретения уникального опыта.

Вот только эта растущая аудитория надолго «зависает» в своем переходном периоде, потому что желание начать путешествовать самостоятельно и первый реальный селф-тур разделяют не только мотивация и цена на билет, но и необходимость планирования маршрута, со всеми вытекающими. На самом деле, эта аудитория, остающаяся меж двух огней, – самая большая и перспективная. Все это я пишу сейчас, уже сделав выводы, исследовав потребителя, задавая вопросы и читая отзывы. Сейчас я понимаю перспективы работы в этой нише. Но сначала у меня была просто идея, а практического опыта, хоть немного близкого к рынку мобильных приложений, никогда не было.

Конечно, я люблю путешествия, но меня вряд ли можно назвать признанным экспертом в этой области, при этом я хорошо понимаю проблемы, о которых говорю. Я опаздывала на самолет из-за того, что трансфер в аэропорт на Филлипинах включает стыковку с лодкой, подпрыгивала на полке холодного поезда из Янгона в Баган, искала дорогу в Балканских горах под дождем и 4 года планирую летние трипы с друзьями. Когда у тебя 6 человек, собака и желание объять необъятное, все «боли» самостоятельных туров проявляются очень отчетливо. Ты создаешь свое «большое путешествие», часами сидишь на форумах, выписываешь все, отмечаешь в картах, пытаешься соединить точки оптимальным образом, но вдруг выясняется, что ты приезжаешь в город на 3 часа позже вылета…начинается тетрис. Несколько броней на одни и те же даты, бесконечные советы, незнакомые названия городов, сомнения, случайные обрывки информации и т.д. и т.п.

Эти проблемы есть у каждого, от них голова идет кругом, а ошибиться страшно. Хочется просто открыть телефон и поставить все точки, наметить виды трансфера – представить общую картину. Сначала спасало приложение Roude Trip, оно было очень простым, но никто его не обновлял со времен 3го айфона. Были попытки работать с Tripit, Google Trips, TripCase и другими планерами – каждый раз выходило по-своему бестолково.

Все это время мы с с друзьями вели абстрактные обсуждения за вином: «а давайте сделаем свое приложение» – за разговорами прошло 2 года. Мне это надоело. Я поняла, что история «мы с друзьями сделали бизнес», увы, не про меня, нужно действовать.

В этом помог «Vector»?

Я начала писать письма студиям и просить знакомых дать контакты разработчиков, получая в ответ чаще всего просто недоумение. Я рассылала им половину страницы текстового файла с абстрактным описанием, для чего нужно приложение и ссылки на приложения-планеры. Они не понимали меня, я не понимала, почему нельзя просто сказать хотя бы сумму? Вот тут и случилась «Стрелка». «Samsung» совместно с «Vector» открыли конкурс на бесплатный курс по разработке мобильных приложений. Условия были следующие: 5 недель интенсивного обучения, по итогам которого будет выбрано 5 лучших проектов для финальной защиты, а лучший получит от «Samsung» 300 000 на реализацию. К слову, среди преподавателей «Vector» есть и Байрам Аннаков, основатель «App in the air» – об этом приложении и его опыте я уже, конечно, знала.

Идею TRAPP’a отобрали на курс и понеслось. Сказать, что это был полезный опыт – ничего не сказать. Обучение было направлено именно на управление проектом, выстраивание экономики, понимание основных, необходимых этапов реализации, их последовательности и ключевых точек. Мы не касались вопросов программирования: задачей было сделать из идеи бизнес-продукт, а значит, пройти путь от исследований рынка и аудитории, верификации идей, через выстраивание юзер-сториз, прототипирование, дизайн, основные вопросы построения экономики до защиты проектов. И это было жестко.

Trapp

Я начала «копать»: размещать опросы на площадках про путешествия, звонить своим знакомым, которые так или иначе сталкивались с рынком путешествий и могут поделиться инсайтами, интервьюировать случайных людей, которых находила в социальных сетях по соответствующим интересам, смотреть, кто где и как скачивает похожие приложения, что о них пишут, ковыряться в дизайне, «пилить» прототип, тестить это на знакомых. Вообще я много делаю, наверное, слишком просто – по прямой. Часто ищу интересные контакты просто в интернете и честно пишу людям, которых часто даже не знаю. Работает не всегда, но у меня нет страха, что что-то не получится.

После двух лет размышлений TRAPP превратился в реальный проект с четкой логикой, функционалом, приоритетами и логикой монетизации за 5 недель. Очень вдохновляет, когда твоя идея обретает форму.

TRAPP вошел в пятерку лучших проектов, но грант не получил. Хотя к тому моменту я поняла, что за 300 000 мне приложение не реализовать, в отличие от победителя, приложение которого уже можно скачать в сторе. Главное, что это был мощный толчок вперед. В итоге найти опытных путешественников для маршрутов, получить экспертную оценку, найти информационную поддержку мне до сих пор помогают люди, которых я встретила там: они дают необходимый на данном этапе профессиональный бекграунд. С куратором курса мы сейчас вместе очень плотно работаем над реализацией. Что говорить, из 5 финалистов курса двое уже запустили свои приложения, еще двое, включая «TRAPP», активно ищут инвестиции.

На чем будет зарабатывать TRAPP?

Приложение будет бесплатным. Функционал планирования и шеринг собственных маршрутов будет доступен без ограничений. Направлений для монетизации есть несколько, но основным сейчас является магазин маршрутов. Выводы, к которым я пришла в плане продукта, были с одной стороны очевидные, а с другой — совершенно неожиданные. То, что составление маршрута – это самая ответственная и самая сложная часть путешествия, и именно она служит основным барьером, мое исследование только подтвердило. Но при этом вскрылась одна простая и удивительная вещь: больше всего люди радуются своему путешествию, когда вернулись из него.

Они делятся фотографиями, впечатлениями, рассказами, советами. Они гордятся этим, и самый ценный предмет их гордости – это маршрут, тот, что они составляли с трудом и которым теперь готовы делиться! Но с этим никто не работает! В основном тревел-приложения направлены на подготовительный этап, и это либо функциональная помощь, либо поиск вдохновения. Я хочу иметь возможность провести человека сквозь его путешествие и дать ему возможность сохранить и передать свой ценный опыт.

Из всех заявленных функций широкая аудитория позитивнее всего реагировала на возможность получения готового маршрута. За него люди готовы заплатить в формате приложения от 100 до 300 . Сейчас я работаю с 3 опытными путешественниками, часть маршрутов буду готовить сама. Главные требования следующие: маршруты должны быть проверенными, обкатанными, должны быть рассчитаны на общественный транспорт, доступный каждому. Первые направления по Азии, бюджетной Европе и России, которые появятся при запуске приложения, будут охватывать и двухнедельные отпускные форматы, и предложения для выходных дней. 

Почему краудфандинг?

Еще год назад я шутила о том, что место фотографов в мире привлекательных профессий теперь заняли стартеры, и даже не могла представить, что вскоре буду собирать деньги на свой проект.

Краудфандинг в России – не самый простой путь получения денег на проект. Конечно, сначала ты представляешь себе, что опишешь свою идею, и все побегут за нее платить. Но в реальности это похоже на попытку сдвинуть гору. Подготовка проекта на Boomsterter заняла у меня 3 месяца, и сегодня я трачу на его поддержку и продвижение не меньше 3-4 часов каждый день. Я часто сталкиваюсь с негативом, мол «вообще-то, про стартапы, которые просят денег с людей, мы не пишем» – вроде как это не совсем достойный контент, это неблагородно. Но новые продукты, и бизнес в целом, способны менять ситуацию к лучшему. Никому не придет в голову спорить, например, с тем, что увеличение трафика внутреннего туризма и развитие курортов России – это хорошо, так? Но собирать деньги на продукт, который будет предоставлять реальные крутые маршруты по России и рассказывать, как использовать доступные направления на практике, почему-то недостойно.

Вообще, я давно поняла, что даже если помогать детям в Африке, найдутся те, кто тебя осудит, поэтому я просто делаю дело. Я прочитала огромное количество кейсов про удачи и неудачи на краудфандинговых площадках. Многие из успешных рассказывали о собранных суммах в 70 000 100 000 рублей. TRAPP за первые 2 недели собрал 85 000 – это хороший результат, но нужно гораздо больше. Заявленная сумма в 750 000 за вычетом налогов, комиссий и расходов на вознаграждения, покроет только запуск первой версии и только для iOS. Поэтому привлечение инвестиций и работа по развитию бизнеса еще впереди, но краудфандинг для меня – это сразу три зайца.

Во-первых, если люди готовы голосовать за продукт рублем, этот продукт может работать. Доказывать инвестору и миру перспективность и заинтересованность в продукте со стороны потребителя не нужно, когда за тобой реальные люди, готовые скачать приложение сейчас и даже готовые заплатить за такую возможность!

Во-вторых, сейчас проект открыт новым идеям, история со сбором средств постоянно привлекает новых интересных людей, которые узнают о проекте, делятся мыслями, подключаются к реализации в том числе. Сегодня главные люди для TRAPP – это разработчики и опытные путешественники, с которыми мы будем делать маршруты.

В-третьих, первичным для меня было не найти перспективную нишу для бизнеса, а сделать полезный и интересный продукт. Его нельзя сделать в одиночку – это опыт сотен людей, поэтому «приложение, которое мы делаем вместе» в каком-то смысле является отражением сути продукта в целом.

Что будет, если не получится?

У проекта на Boomstarter впереди еще 40 дней работы. Это реальный срок, в который нужно сделать максимум. Работа над приложением идет в разных направлениях, параллельно финализируется дизайн, мы работаем над маршрутами, работаем с коммерческими предложениями для компаний, но все же главное – это люди, лояльная заинтересованная аудитория, которую мы сейчас набираем. Этот проект для меня и для самой идеи приложения – серьезный челлендж, и оценить результат можно будет уже достаточно скоро.