Почему вы плохой руководитель

Bookimed

Когда начинаешь заниматься собственным делом, появляется уверенность, что все делаешь правильно. Как-никак у тебя хватило смелости для запуска, ты вкладываешь свои деньги, тратишь свое время. Вдобавок прочитал книги о запуске Wal-Mart, Starbucks и Subway. Ну и нельзя забывать канонических «Бедный папа, богатый папа», «7 навыков высокоэффективных людей» и «От хорошего к великому». Казалось бы, кто может быть умнее. Все могут.

Любой руководитель делает ошибки. Именно из-за этого в крупных компаниях нанимают целые команды менеджеров, помогающих выполнять работу правильно. Но когда у вас небольшой стартап и пара программистов, размаха для топ-менеджмента нет. Что делать в таком случае? Анализируйте себя и свое поведение, работу с сотрудниками и клиентами. Редакция собрала пару примеров деятельности плохих руководителей и советует избегать таких ошибок. В противном случае добиться успеха будет намного сложнее.

Пусть сами разберутся

Особенность наемных сотрудников в том, что лишь у малого их числа есть желание копаться в данных и разбираться, что и как нужно сделать. Именно поэтому любое задание должно быть истолковано предельно ясно и понятно. В противном случае человек обязательно сделает ошибку, что может растянуть во времени выполнение работы. Если будете говорить: «На ваше усмотрение», то готовый продукт получится соответствующего качества.

Здесь же стоит вспомнить о техническом задании. Передавая работу, прописывайте все пункты максимально точно. Если есть возможность, рисуйте картинками и тратьте время на их объяснение. Когда нет желания работать над ТЗ, вы получите продукт, сделанный на коленке. А в случае, если нужно будет его обновить, придется строить все с самого начала либо вновь отправляться к тем же горе-специалистам. Задача правильного руководителя – максимально точно донести, что должно быть выполнено и каков должен быть результат.

Держим в голове

Однажды мне поставили простую задачу: нужно было найти фотографа, чтобы сделать снимки пары сотен товаров. Работа была несложной, договорились с человеком по $1 за снимок с обработкой. Устно. Уже через два дня он заявил, что оговоренная ранее сумма была слишком маленькой, и просил увеличить на 10 центов за снимок. В итоге речь шла о дополнительной сотне долларов расходов. Спорить было нелегко: никаких письменных подтверждений договора не было, все оговаривалось на словах. Менеджер из меня тогда был хуже некуда.

Так уж получилось, что в современном мире слово не всегда имеет значение, особенно для людей, которые ищут сиюминутного заработка. Поэтому старайтесь все договоренности фиксировать исключительно в письменном виде. Речь идет не столько об официальном бланке с подписью и печатями, сколько даже об обычном e-mail или сообщении. Ну а если договор действительно серьезный, подписи каждой из сторон лишними не будут.

Только Skype

Вы еще со школы используете Skype, и нет желания заводить себе аккаунты в других сервисах для общения. А зачем, если и так большое число людей также имеют там профиль и могут отправить вам сообщение или выйти на связь. Работая с человеком на фрилансе, требуете от него завести Skype, но из-за отсутствия привычки ежедневно его запускать, он отписывает вам только через пару часов.

Примеры выше вполне реальны. Есть люди, которые отказываются использовать Facebook, WhatsApp или Telegram. К сожалению, в современном мире менеджеру отказываться от этих сервисов нельзя – он должен быть доступен для связи через целый ряд каналов. Возможно, это отвлекает, но за счет этого вы увеличиваете возможность числа коммуникаций, а не сокращаете.

«Где-то там есть»

Представим простую ситуацию. Вы на встрече с клиентом. Помимо двух представленных кейсов он попросил показать еще парочку. Поскольку вы заранее к этому не готовились, начинаете искать данные по всем папкам. Спустя 10 минут тщетных поисков и неудобных объяснений обещаете все прислать позже на почту. Оставите о себе не самое приятное впечатление.

Рабочие документы всегда должны быть поблизости. Особенно если работа с ними идет прямо сейчас. У плохого руководителя в делах царит беспорядок. У хорошего – ответ очевиден – все организовано и отсортировано. Вдобавок рабочие файлы необходимо загрузить в облачные хранилища (а лучше два разных) на тот случай, если ваш любимый Mac упадет, сгорит жесткий диск или его украдут. Поверьте, ситуации бывают самые разные. И, конечно, в самый неподходящий момент.

Забывайте о клиентах и просьбах сотрудников

Однажды я оставил заказ на одной из онлайн-площадок. Мне позвонили, чтобы подтвердить заказ, только через три дня, когда товар уже привезли из другого магазина. Обо мне забыли на непозволительно долгий срок, а значит, больше я здесь покупать не буду. И, конечно, оставлю негативные отзывы.

О клиентах нельзя забывать. Даже если нет времени ответить им прямо сейчас, оповестите их, что их обращение находится в обработке и менеджер свяжется с ними в пределах разумных сроков (три дня – это не разумные сроки). Если клиент не видит заботы с вашей стороны, то и денег вы не увидите. То же касается и сотрудников: если человек попросил сделать что-то необходимое для комфортной работы, то пока это не будет реализовано, работать он будет менее усердно. В любом случае проиграете вы.

Ругань, крики и угрозы

В случае неудачи или стрессовых ситуаций многие руководители начинают выходить из себя, переходят на крики, а что еще хуже – нецензурную лексику. Потом в ход могут идти угрозы увольнения, лишения зарплаты или снижения бонусов. В таком случае руководитель может добиться лишь максимального ухудшения атмосферы внутри коллектива. И не удивляйтесь, если потом с вами никто не захочет выходить на перекур или садиться за один столик в столовой.

Задача руководителя в том, чтобы выстроить правильную работу коллектива. Один из аспектов – именно командная работа. Получилось – молодцы все. Не получилось – виноваты в первую очередь именно вы, поскольку не проследили за всем. Поэтому в случае неудачи покричите перед зеркалом на себя, а с сотрудниками проведите разбор ошибок.

Оставьте на самотек

Напоследок добавим: плохой руководитель никогда не контролирует ситуацию. Он с легкостью перекладывает всю работу на сотрудников, не желая следить за ее выполнением. Отправляется в отпуск во время работы над сложными проектами или оставляет команду перед началом важных переговоров. Задача правильного управленца – держать руку на пульсе компании. И если сделать это у вас возможности нет, возможно, стоит найти другого человека на свою позицию.