Домой Новости Бизнес Опенспейс – это зло

Опенспейс – это зло

Все современные офисы создаются по принципу открытого типа: нет стен, низкие перегородки, все сотрудники сидят в одном большом кабинете, а начальник – не за глухими стенами, а за тонким стеклом, чтобы сотрудники его видели. Такой вариант офиса называют опенспейс (Open Space), сегодня его применяют в большей части офисных построек по всему миру, начиная с крупных компаний и заканчивая маленькими стартапами.

Для девелоперов и руководителей компаний формат опенспейса более удобен и выгоден, поскольку не нужно строить стены, девелопер экономит деньги на материалах, а в будущем цена за квадратный метр аренды будет все так же высока. Руководитель компании от подобного формата также выигрывает: чем меньше стен, тем больше людей можно посадить в одном помещении, нет необходимости арендовать что-то дополнительно. Это выгодно с экономической точки зрения.

Но помимо этого у опенспейсов есть еще одно большое достоинство – прозрачность. Все сотрудники сидят в одном помещении, и сразу видно, кто работает, а кто бездельничает или отсутствует на рабочем месте. Руководитель может издалека видеть, чем занят сотрудник. Сидя друг возле друга, сотрудники могут делиться информацией, идеями, разговаривать. Растет и доверие к начальнику: сотрудники видят, чем он занят. Вырабатывается атмосфера самоконтроля и доверия, образуется область повышенной коммуникации.

Последний десяток лет так думали многие, массово убирая стены и создавая одно огромное помещение. К примеру, не так давно часть компании Facebook переехала в новый офис, где в одном помещении одновременно находится около 3 тысяч человек. Вы можете себе представить, что такое 3 тысячи человек в одном месте? Да, это улей и источник бесконечного фонового шума. Сегодня большинство людей, которые вынуждены работать в опенспейсах, негативно отзываются о них, жалуясь на множество проблем: шум, разговоры, невозможность сосредоточиться, отсутствие личного пространства. Работая большую часть времени из дома, я этого до конца не понимал. Но недавно пришлось поработать в таком же опенспейсе и на личном опыте почувствовать все минусы.

Шум и телефон

Даже если все будут сидеть тихо и не переговариваться, шум все равно возникнет. Кто-то возьмет в руки журнал, кто-то заварит себе чай и начнет размешивать сахар, а кто-то просто будет ерзать на стуле. В итоге помещение напоминает большой муравейник, где каждое движение является источником шума. В один момент 20 сотрудников одновременно начинают стучать по клавишам компьютера – и все превращается в огромный оркестр, который не дает возможности нормально работать.

Разговоры по телефону являются отдельной проблемой. В редакции вся работа сводится к добыче информации и ее проверке. Постоянные звонки сменяются криками на весь офис: «У тебя есть телефон той компании?» – и вновь разговоры. Много. Весь день. Кто-то пытается уходить в коридор, но в итоге и сам коридор превращается в большую переговорную. Проблема и в том, что далеко не каждый выключает на рабочем месте уведомления, и весь день ты слушаешь Messenger, Viber, WhatsApp и iMessages.

Спасаться от всего этого помогают только наушники и музыка с громкостью выше 60%. Уже после двух часов такого марафона уши начинают болеть, а весь день слушать музыку попросту невозможно. В итоге после рабочего дня ты приходишь домой и наслаждаешься тишиной. Личный опыт подтверждается массой исследований на эту тему: работающие в опенспейсах люди жалуются, что слышат каждое слово своих коллег. В результате без конца отвлекаются, и работоспособность снижается.

Приватность и личное пространство

Если шум людям еще как-то удается пережить, то отсутствие личного пространства для многих является особенно большой проблемой. Когда в кабинете сидят 5 человек, это еще можно терпеть, но когда таких 40 – это уже сложно. Согласно исследованиям более половины работников недовольны практически полным отсутствием приватности: ты постоянно у всех на виду. Ученые пришли к выводу, что ощущение отсутствия своего «укромного уголка» порождает тревогу и притупляет креативное мышление. Человек больше думает о том, как будет выглядеть в глазах других, чем о своей работе (и мы сейчас говорим не о женщинах!). Отсутствие личного пространства не дает полностью сконцентрироваться на работе, коллеги часто отвлекают друг друга, вырабатывается многозадачность. Последнее, как известно, также приводит к снижению работоспособности. Более того, в опенспейсах люди чаще болеют, так как вирусам легче распространяться.

Обмена идеями нет

Проработав некоторое время в опенспейсе, я заметил, что мне гораздо проще написать идею в Skype своему редактору, чем идти к нему, отвлекать его и других. В итоге получилось, что все общение и обмен идеями свелись к переговорам в личном и общем чате. При этом каждый находился на своем рабочем месте. Последние исследования американцев показали: сотрудникам одной компании достаточно времени для общения в обед и на перерывах, а вот во время работы им нужно больше покоя. В результате для обмена идеями лучше создавать не опенспейсы, а специальные площадки, куда сотрудники могут выйти, чтобы попить чаю или просто размяться после двух часов за компьютером.

Итог

В опенспейсе отлично работать лишь тогда, когда все откладывают работу и начинают шутить или над чем-то смеяться. Когда же речь заходит о серьезной работе, опенспейс превращается в ад, и работать в полную силу не удается. В какой-то момент ты начинаешь ненавидеть музыку, особенно если она звучит из наушников твоего соседа. Постоянно мелькающие перед глазами люди становятся врагами, а айфоны коллег ты готов собрать в одно большое ведро и демонстративно сжечь.

Очевидно и то, что каждому сотруднику невозможно предоставить кабинет. Как по мне, было бы достаточно просто ограничить помещения некоторым количеством людей, оставив само помещение просторным и удобным для работы: посадить вместо 10 человек – 6. Ввод дополнительных правил исправить ситуацию не поможет: ходить ведь людям не запретишь. Как и пить чай. А поставить две стены не так уж и сложно.