Краткий ликбез по маркетингу: концепции, исследования, сетевики

stress

Решили заняться маркетингом? Тогда вам не обойтись без знания основных прописных истин. Начнем с такого интересного и загадочного слова, как концепция. Вся суть концепции маркетинга выражена во фразе: «Найди или создай потребность и удовлетвори ее». Иначе говоря, это своеобразная философия ведения бизнеса при действующих условиях рыночных отношений с ориентацией на потребителей и прибыль. Например, если компания ориентируется на снижение производственных затрат или на повышение качества продукции, то тут срабатывают концепции, цель которых – совершенствование.

Есть также особая концепция, если необходимо точно знать потребности своей целевой аудитории. Но одна из заслуживающих особенного уважения – это концепция социально-этичного маркетинга. Ее используют те компании, которые не только грезят миллиардной прибылью, но и озабочены чем-то более полезным, например, защитой окружающей среды. Концепции маркетинга облегчают понимание того, зачем нужен собственно сам маркетинг. Но говоря о нем, нельзя не перечислить его виды.

Видов маркетинга на самом деле много, особенно если учитывать такие модифицированные варианты, как вирусный, партизанский, агрессивный и прочие. Поэтому перечислим лишь основные:

• Глобальный маркетинг. Применяется огромными корпорациями, ориентированными на международные рынки.

• Дифференцированный маркетинг. Компания с особыми видами продуктов осваивает сразу несколько сегментов рынка и со временем сосредотачивает усилия на самом прибыльном.

• Концентрированный маркетинг. Вариант для тех, у кого мало денег. Работа по завоеванию положительной репутации только в одном-двух сегментах.

• Массовый маркетинг. Тот случай, когда компания видит в качестве своей целевой аудитории всех без исключения. Например, производитель туалетной бумаги или молока.

Остальные виды маркетинга каждый может изучить сам, ориентируясь на  специфику своей деятельности. И после того, как будет сделан выбор, можно переходить к исследованиям.

Большинство директоров поручают своему маркетологу исследовать рынок. Но чаще всего штатный маркетолог просто отмахивается, не понимая, что там можно проверять. Конкуренты из года в год одни и те же, продажи относительно стабильны, долю рынка проверяли год назад. Но нельзя утверждать, что маркетинговые исследования никому не нужны. Цель такого исследования – изучить все аспекты бизнеса, которым занимается компания. А результат позволяет быть в курсе того, чем дышат конкуренты, чего ждать от новых правительственных решений, какие появились тенденции, технические достижения и многое другое, что позволит правильно позиционироваться и продумать стратегическое поведение бренда на рынке на ближайший год.

Маркетинговые исследования можно не проводить только в ряде случаев, если:

• спрос намного превышает предложение;

• есть «длинный контракт» на поставку продукции;

• существует давление государственных органов на рынок.

Правда, даже в таких ситуациях исследования очень важны. Но перейдем к более занимательной теме.

Видели рекламное объявление «Хочешь иметь собственный бизнес прямо сегодня? Без вложений. Гарантированная прибыль»? Это подразумевает приглашение в мир сетевого маркетинга. Сетевой маркетинг, говоря проще, – это доставка товаров или услуг от производителя к потребителю при помощи многоуровневой структуры дистрибьюторов. Это своеобразная коммерческая секта. Те же пророки в лице бизнес-наставников, систематические собрания в виде мастер-классов и хвалебные песнопения, посвященные товару.

Продукция сетевой компании имеет ряд особенностей: например, ее нельзя купить на открытом рынке, только у дилера, как наркотик. Товару приписываются самые невероятные свойства, которыми не обладает ни один из продуктов, представленных на полках магазинов.

Сетевой маркетинг характеризуется некоторыми особенностями.

• Если много и усердно работать, то можно подняться на более высокую ступеньку и действительно неплохо зарабатывать.

• Нестабильность заработка. На период обучения и привлечения клиентов о стабильном заработке можно и не мечтать. Только через 2–3 месяца будет понятно, станете ли вы членом команды и на какой заработок можете рассчитывать.

• Обязательные финансовые вложения. Не такие большие, как при организации более серьезного бизнеса, но пара сотен долларов точно понадобится.

Сетовой маркетинг достаточно охарактеризовать двумя словами: грандиозный обман и великолепная возможность. А выяснить, чем обернется он для вас, можно только на практике.

Понимание важности маркетинга и необходимости использовать его инструменты в любом бизнесе рано или поздно приходит к каждому. Главное, чтобы это произошло вовремя.