Для начала задайте себе два вопроса: чем вы будете заниматься (или занимаетесь) и как вы это делаете. Проще всего написать на бумаге – для наглядности. Сравните свою систему с системой конкурентов. Насколько она работоспособна? Чем отличается, чем похожа и что делает ее уникальной? Поговорите с клиентами (или опросите потенциальных клиентов). Действительно ли им нравится ваш продукт? Готовы ли они его приобрести? Если да – по какой цене? Если налицо ваш товар и товар вашего конкурента, что именно выберет клиент? Почему? Попробуйте встать на место конкурента и подумайте, какие шаги предприняли бы вы, чтобы ваш товар покупали охотнее.
Сравните свое мнение о товаре с мнением клиентов. Совпадают ли они? При помощи такого опроса вы определите свою нишу на рынке и получите представление о том, насколько готов рынок к потреблению вашего товара.
Опросив клиентов, изучите материалы и средства. Можете ли вы позволить себе материалы именно того качества, которое сделает ваш товар таким, каким хотите его видеть вы? Какие средства вы должны задействовать, чтобы система работала так, как вам необходимо?
Один из важных моментов – работа с поставщиками. Обговорите, насколько они готовы снабжать вас необходимыми материалами, согласны ли взять на себя не сиюминутные, а долгосрочные обязательства, согласны ли предоставить вам льготные условия.
Поговорите со всеми, кто задействован в вашей бизнес-системе. Выясните, какой они ее видят. Плюсы, минусы? Из каких соображений с вами сотрудничают, какие прибыли и льготы хотели бы получить?
Не забудьте защитить свои товары от подделок. Кто может ими воспользоваться? Для правильной работы системы вы должны учитывать самый важный фактор – человеческий. Работа в системе должна быть взаимовыгодной. Сможете ли вы обеспечить условия для ключевых партнеров? Каким образом? Что вы предложите им, чтобы они были в вас заинтересованы не меньше, чем вы в них? Насколько долгосрочным может быть ваше сотрудничество?
Попробуйте изобразить вашу систему в виде диаграммы. Посмотрите, что получается на входе и выходе. Представьте все процессы – тогда вам будет видно, есть ли в вашей системе точки, мешающие расширению бизнеса. Не забудьте, что у каждой системы есть свои подсистемы. Это управление, подбор кадров и прочее. Сравните полученную информацию с диаграммой бизнес-процессов. Совпадают ли они?
Очень важно разработать правильную систему управления. Учтите необходимость постоянного мониторинга и контроля. Чем прозрачнее схема, тем лучше она будет работать.
Поэтому, если вы отметили, что в какой-то момент ваша система излишне усложнилась, нужно внести корректировки. Кроме того, современное программное обеспечение поможет вам в анализе многих процессов без больших временных затрат. Помните: чем проще система, тем она надежнее. А если вы не знаете, как ее упростить, обратитесь к специалисту.
Когда ваша система будет продумана и разработана, донесите ее до всех, кто в ней заинтересован. Не забудьте, что для разных партнеров и ступеней уровень детализации должен быть разным.
Наконец, необходимо разработать инструкции для всех людей, вовлеченных в вашу систему: партнеров, персонала, клиентов. Создайте пакет документов, который позволит каждому участнику системы понять свою роль, выгоду, права и обязанности.
Идеально разработанная схема должна бесперебойно функционировать без своего главного элемента – вас. Если это получилось, значит, вам удалось создать работающую и прибыльную бизнес-систему.