В какой стране лучше всего создавать стартап

Tus-Holdings

Создавая небольшой стартап для локального рынка, было бы глупо делать его в другой стране. В любом случае трудно воспринимать аудиторию, работать с ней и узнавать предпочтения без наличия своих людей на этом локальном рынке. Другое дело, если создается правильный стартап – проект, который можно масштабировать на весь мир. Разговор о том, какой город будет лучшим для его создания, – уже совсем другой.

Почему не Долина

Есть распространенное мнение, что лучше всего стартап создавать в Кремниевой долине – там, где сосредоточены передовые компании мира. В такой среде можно найти полезных специалистов, персонал, а также жить в комьюнити людей, которые ворочают миллиардами долларов. Однако это не лучшее  место для создания компании с нуля. Причин несколько.

  • Дорогая аренда помещений. Речь как о жилплощади для себя и сотрудников, так и об офисе.
  • Высокая конкуренция за ценные кадры, и, как следствие, огромные зарплаты. Даже стажеры в Apple и Google зарабатывают по $5 000 в месяц.
  • Поскольку в одном месте обитает слишком много миллионеров и миллиардеров, цены на все слишком высокие: год учебы ребенка в школе будет стоить столько же, сколько в Москве – все 11 лет.
  • Загруженные дороги и, как результат, проблемы с климатом.

Ехать в Долину стоит в тот момент, когда для развития стартапа нужно искать дополнительные инвестиции. Деньги в Кремниевой долине есть, но за ними едут люди, у которых есть готовый прототип. Отправляться туда исключительно из-за желания жить в «популярном» месте – нерационально. Расходы будут зашкаливать и быстро съедят первичный капитал. Поэтому думать о том, чтобы сразу же отправляться в Долину делать свой стартап, как минимум неразумно.

Начни дома

Как бы странно это ни звучало, но начинать работать над стартапом стоит дома – на своей малой родине. Причин тому несколько, и только с учетом каждой мелочи станет ясно: Москва, Петербург, Минск или Киев – далеко не худший вариант. А если копнуть глубже, станет ясно: вариант этот очень даже хорош. Ниже мы перечислим по пунктам преимущества работы в родном городе.

1. Что бы ни говорили о современном уровне образования, специалисты в странах СНГ есть. С одной стороны, это научная база Советского Союза. С другой – тысячи людей, которые желают учиться и активно это делают. Хороший пример – «Яндекс», Mail.ru и другие крупные компании, которые набирают сотрудников из своих стажеров. Даже тот факт, что западные страны активно занимаются переманиванием специалистов, доказывает: у нас живет много талантливых и умных ребят, готовых работать. И здесь плюс в том, что, несмотря на некую «нагретость» рынка, многие готовы работать за значительно меньшие зарплаты, нежели предлагают на Западе. Никто не требует страховок, дополнительных привилегий и тому подобных вещей: экономия на сотрудниках может быть очень существенной. На старте любого проекта – это большой бонус.

2. Никто не думает о том, что для полноценной работы необходимо помещение. Офис в Европе и США обойдется в разы дороже, чем в своем городке. Кроме того, здесь же привязка к квартирам для сотрудников: если они снимают жилье, то в Лондоне лачуга обойдется в 1000 фунтов, а в Петербурге за эти же деньги можно получить квартиру на 3–4 человек.

3. Прибавляем дополнительные расходы на налоги, страховки, регулирование. И, о чем многие забывают, стоимость самой жизни. Одно дело, когда полноценный обед можно получить за 5 долларов, и другое – когда столько же денег необходимо выложить за кусочек пиццы.

Ряд факторов доказывает, что стартовать с новым проектом лучше в тех странах/городах, где сделать это будет дешевле. Есть хороший пример – медиастартап adme.ru, который был запущен в Казани. Низкая, в сравнении с Москвой, стоимость жизни позволила снизить затраты на производство контента и за счет этого быстрее выйти на прибыльность, увеличить штат и мощно развиваться. Другой пример – стартап Preply, у основателя которого мы недавно брали интервью. На полученные от инвестора деньги CEO проекта Кирилл Бигай отправился в США с командой из трех человек. Уже через три месяца пришлось вернуться: деньги закончились, так как в Бостоне было невероятно дорого. Еще один хороший пример – история Джея Майстриха, которую мы публиковали ранее. Вместо работы в Долине он отправился в путешествие. В итоге получилось, что 3–4 месяца на Бали стоили ему тех же денег, что месяц в Калифорнии.

Итог

Стремитесь сокращать расходы, а не увеличивать их. Это одна из главных задач молодого проекта, и руководитель должен понимать это, как никто другой. Ведь можно начать с маленького рынка и масштабировать проекты на большой. И даже если мы говорим о технологических стартапах, до которых наши края еще не дожили, ехать в США можно не в Калифорнию, а в какое-то более дешевое и приемлемое по деньгам место. Да и такое решение требует терпения и времени: Twitter за много лет работы на американском рынке так и не сумел показать достаточно серьезных результатов – компания убыточна.

Отправляться в Кремниевую долину стоит тогда, когда речь идет о поиске крупных инвестиций или об участии в одном из местных акселераторов. В другом случае можно легко заменить это место на десятки других городов по всему миру, где также будут жить сильные в профессиональном плане сотрудники, а вся обстановка будет вполне подходить для плодотворной работы. Тот же Telegram создается по всему миру, а Константин Калинов развивает Aviasales прямо из Таиланда. Долина не должна стать панацеей. Избегайте больших трат. Стройте стартап там, где это удобно и выгодно.