Собираем команду в стартап

журнал Стартап

В любой биографической книге вы не прочтете о том, что человек сумел все построить сам. Бизнес – это не one-man show. И даже пафосный Дональд Тримп время от времени говорит о потрясающих людях, которые его окружают. Насколько бы харизматичным вы ни были, для создания успешного стартапа, бизнеса или производства нужна команда. Опыт показывает, что именно люди будут тем ценным активом, который позволит решить трудные задачи и выстоять в сложный момент.

С чего начать

Для начала предстоит определить, кто нужен. Поскольку это стартап и готового продукта еще нет, определите круг людей, необходимых для создания самого продукта: программисты, инженеры, дизайнеры, журналисты – те, кто будут помогать в создании стартапа.

Начинать нужно постепенно, эксперты не рекомендуют сразу нанимать десяток человек. Во-первых, можно увидеть, в каком направлении движется стартап, скорректировать план, выстроить схему работы. Во-вторых, для себя можно выбрать удобный способ управления, научиться общению с подчиненными. В-третьих, первые несколько сотрудников могут стать базой и костяком, который поможет в будущем. Если собрать полный офис, сделать это будет намного трудней.

Ищите людей идейных (это не значит, что им не нужно платить зарплату), готовых работать больше, выкладываться полностью. В будущем, набравшись опыта, они могут стать руководителями целого направления, занять один из высших постов. Для основателя проекта такой сценарий – большой плюс: всегда почетно вырастить внутри компании сотрудника, который будет знать все о продукте, с самого начала его создания.

Когда стартап уже не просто идея

Когда проект уже встанет на ноги и будет готов для полноценного запуска, стартап должен получить трех людей в команду (или таким образом должны распределиться обязанности между имеющимися сотрудниками). Ими должны быть:

  1. сотрудник для поиска и коммуникации с инвесторами;
  2. сотрудник для развития маркетингового направления, рекламы;
  3. главный креативщик, выдумщик, генератор идей.

Поначалу три задачи ложатся на плечи создателя проекта. Но часто бывает, что для полноценного развития недостаточно опыта, знаний, умений. Например, придумывать новое может далеко не каждый. Яркие тому примеры – Apple, Google и Facebook, которые нанимали для управления бизнесом сторонних людей. Последним двум это дало отличные результаты. Если основатель стартапа чувствует себя сильным в одном из направлений – можно взять его на себя. В небольших компаниях эти роли между собой распределяют основатель и программисты.

Отдельно о маркетологе. Лучше всего, чтобы этот человек не был обременен лишними заботами и задачами, не связанными напрямую с продвижением стартапа.

Текучка кадров

Здесь можно сказать лишь, что бояться ее не стоит. Особенно когда видно, что человек не старается или выполняет свои обязанности не так хорошо, как мог бы. По непонятным причинам многие относятся к текучке негативным образом, но в реальности это часто помогает: команда получает новых людей и новые идеи. В противном случае можно получить группу консерваторов, которые вместо нового направления готовы только поддерживать старое.

Эксперты советуют подходить к набору и увольнению сотрудников с умом. Когда стартап маленький, этого стоит по возможности избегать: нового сотрудника необходимо всему учить заново, поэтому правильно будет потратить больше времени для поиска хорошего кандидата с самого начала. Когда стартап немного вырастет, можно позволить небольшую текучку в 10–20% персонала ежегодно. Вполне возможно, что удастся найти ответственных людей.

Первые из принятых сотрудников не должны становиться якорем в развитии. Если человек не справляется с новыми задачами, количество проработанных вместе лет не должно удерживать от прощания: стартап не благотворительный фонд. Это бизнес, который должен расти и приносить деньги.

Где искать первых сотрудников

Дать единственный верный ответ трудно, так как все зависит от сферы, в которой стартап будет расти. Поэтому предложим сразу несколько вариантов.

Друзья и социальные сети. Расскажите об интересной вакансии друзьям, напишите пост в Facebook или VK, закиньте клич на Twitter. Очень часто выясняется, что брат лучшей подруги как раз ищет работу. Вдобавок он еще и неплохой специалист в нужной сфере. Попросите друзей сделать репост, пообещайте бутылку шампанского тому, кто найдет правильного человека.

Шансы найти правильного человека малы, но это бесплатный инструмент, которым не стоит пренебрегать.

Места сбора людей из нужной сферы. К примеру, если мы ищем журналиста в проект, можно отправиться на курсы журналистов или прямиком на журфак университета, попросив преподавателя рекомендовать кого-либо. Ищете программистов – хакатоны, конференции. Маркетолога – соответствующие курсы, лекции, соревнования. Это отличная площадка для поиска, так как люди уже потратили время и деньги, чтобы получить новые знания и оценить свои силы. А это уже много.

Опыт показывает, что один из лучших вариантов – пойти на короткие курсы (от нескольких дней до нескольких месяцев), на которых собираются люди из одной «тусовки»: дизайнеры, разработчики, журналисты. За это время можно оценить их силы, пообщаться, выяснить, есть ли заинтересованность и готовность работать.

Сайты поиска сотрудников. Откровенно говоря, далеко не лучший инструмент, но едва ли не единственный. Денег, чтобы нанимать отдельного HR для поиска людей, нет, поэтому искать нужно на подобных площадках. Качество потенциальных сотрудников порой близко к нулю, но время от времени попадаются те, кто действительно готовы работать не покладая рук.

Фриланс-биржи. Отличный инструмент для тех, кто желает найти себе помощника на расстоянии. На человека можно сразу посмотреть в деле, попросив портфолио, рейтинг, отзывы. Раз на раз не приходится, но это: а) бюджетный способ получить результат; б) возможность увидеть, как точно не нужно делать.

Забудьте про Юлия Цезаря

Судя по легендам, он умел делать 8 дел одновременно. Но ученые уже не раз сумели доказать, что это лишь вредит работоспособности человека и ведет к негативным последствиям. Ко всему нужно подходить с умом. Если нужно быстро получить результат, имеет смысл взять дополнительного человека. Не горит – можно поработать на выходных. Но трудно делать все одновременно самому, особенно когда задача действительно трудна. К тому же при выборе сотрудника не обязательно, чтобы он загорелся идеей с самого начала: перегореть можно до конца дня. Возьмите в помощники того, кто готов работать. Кто знает, может, после месяцев работы он будет  засыпать и просыпаться с мыслью об оптимизации всего процесса. Самостоятельно бизнес не построишь.