В один момент маленький стартап может превратиться в крупную компанию. Больше клиентов, больше сотрудников, больше товаров или услуг, больше денег. Для того чтобы управлять подобной махиной, нужны опыт, знания и понимание всех рыночных механизмов. Нужен человек, который сможет справиться с этими вызовами и успешно развивать компанию. Нужен бизнес-лидер.
Им может быть как основатель компании, так и человек со стороны, наемный топ-менеджер, работавший в других проектах. Но часто так случается, что основатель стартапа делает это впервые, и его знаний для решения всех вопросов недостаточно. И здесь пригодится одно из главных качеств умного человека – способность признать, что он знает далеко не все на свете. Особенно ценно оно у молодых людей, которые склонны переоценивать свои возможности. Можно иметь высокую квалификацию в одной сфере деятельности, но при управлении сложным организмом, каким является любая компания, без большого опыта и хороших знаний не обойтись.
В таких случаях бизнес-лидером становится наемный управленец, которого приглашают на пост генерального директора компании. Таких примеров в истории крупных компаний невероятно много. Самый показательный – Стив Джобс, который два десятка лет назад позвал на работу Джона Скалли, CEO Pepsi. Зачем Джобс это сделал? Во-первых, компания вышла на биржу, стала успешно развиваться, был решен и ряд других проблем, которыми сам Стив просто не желал заниматься. Налоги, бухгалтерия, безопасность труда, логистика, работа с акционерами – эти задачи были возложены на Скалли, тогда как Джобс мог полностью посвятить все свое время созданию новых компьютеров.
Долгое время наемный CEO был и у Google. Эрик Шмидт управлял компанией почти десять лет, так как Сергей и Ларри были еще далеки от понимания размеров Google и ее возможностей. Лишь несколько лет назад пост генерального директора занял Ларри Пейдж. Так происходило и у Facebook, Twitter и десятков других компаний, где главными руководителями становились люди со стороны.
Причина, по которой компания нанимает бизнес-лидера, кроется в самом термине. Во-первых, он действительно хорошо знает бизнес, понимает все тонкости, знает, где найти нужных людей, куда их поставить. Во-вторых, он умеет быть лидером. Вдохновляет, заряжает, слушает и работает. Бывает и еще одна причина: потеря интереса к проекту со стороны основателя. Джек Дорси, создав Twitter, отправился работать в другие проекты.
Очевидно, что и сам основатель компании может быть бизнес-лидером. Здесь нужно понимать степень ответственности перед клиентами и сотрудниками, а если компания большая – еще и перед акционерами, которые доверили свои деньги в распоряжение руководителя.
Джобс сумел стать бизнес-лидером для своей компании в тот момент, когда понял: сфера его работы не ограничивается одним проектом. Он ответственен за всю компанию, каждый продукт. Показательный момент – он два года числился исполняющим обязанности CEO, пока окончательно не разобрался в Apple и всех ее процессах. Другой пример – Илон Маск. Он получил огромный опыт в PayPal, после чего стал бизнес-лидером для Tesla Motors и Space X. Отметим, что он не является руководителем Solar City, а остается лишь одним из акционеров. Имея интерес к электроавтомобилям и космосу, он не пытается нагрузить себя лишним проектом. Как и в случае с проектом Hyperloop, который Маск бесплатно отдал обществу.
Проблема, стоящая перед основателем компании, заключается в том, чтобы осознать, хватит ли у него силы самому вести проект или же лучше пригласить человека со стороны. Чем крупнее компания, тем больше проблем, которые нужно решать. Прочтение книги Джима Коллинза «От хорошего к великому», конечно, поможет, но от всех проблем не избавит. Как и приглашение другого руководителя, который не всегда сможет осилить все поставленные задачи.