Одна из задач правильного стартапа – быстрый запуск и не менее быстрый рост. Для этого эксперты рекомендуют не тянуть с запуском проекта и, имея на руках хотя бы минимально ценный продукт, выходить с ним на рынок. Таким образом вы сможете понять, что нужно вашей аудитории и нужно ли оно вообще. В таком быстром выходе на рынок есть и экономический плюс: вы не успеете потратить много денег, если проект не взлетит.
Все так, но ведь стартап начинается не с того момента, когда вы его запускаете. В основе всего – идея. И сама по себе идея ничего не дает: одновременно с вами эту идею обдумывают еще шесть человек в мире. И, скорее всего, все шестеро запустят проект, вот только четверо прогорят, один построит бизнес, а еще один создаст дело своей жизни. Это как с социальными сетями. Их много, a Facebook один.
И тем не менее даже над идеей по запуску собственного дела необходимо подумать и поработать. Речь идет о проверке своего замысла еще до того, как вы успели вложить в него деньги. Кто знает, возможно, все сделано за вас и «яркая придумка» на самом деле – пустышка. Чтобы проверить свою идею и в случае чего бросить все силы на ее реализацию, воспользуйтесь инструментами и полезными советами, которые собрала для вас редакция журнала «Стартап».
В поисках идеи
Здесь на самом деле много мудрить не нужно. Обычно эксперты указывают на два возможных варианта. Первый состоит в том, чтобы решить проблему, с которой вы сами (или ваши знакомые) столкнулись. Кажется, что это звучит слишком просто, но именно так рождается огромное число интересных проектов, которые приносят хорошие деньги. Плюс в том, что, имея в виду проблему обычного человека, вы, скорее всего, получите большую базу потенциальных пользователей – такая же проблема у огромного числа людей вокруг вас. К примеру, торговые площадки Alibaba дали возможность простым людям зарабатывать в Сети. А JD.com, для сравнения, дал площадку для торговли оригинальными товарами, а не подделками. В результате имеем две разные компании, которые одинаково хорошо решают проблемы тысяч людей как в Китае, так и за его пределами.
Второй вариант автор этого текста впервые прочел у известного гуру менеджмента Ицхака Адизеса. Не буду приписывать все заслуги ему, но мысль действительно хороша: если хотите придумать идею для бизнеса, ничем не занимайтесь и ни о чем не думайте. Просто дайте голове очиститься от повседневных хлопот. В некотором роде это медитации, но ничего особенного (садиться в правильную позу, к примеру) делать не нужно. Просто отложите в сторону книги, смартфон, сядьте спокойно и думайте на отвлеченные темы. Есть вероятность, что правильные мысли могут сами прийти к вам в голову.
Идея есть. Проверка конкурентов
Избежать конкуренции практически невозможно. Но если есть конкуренция, значит, есть рынок, пользователи и деньги – все это большие плюсы. Но чтобы создавать хороший и нужный продукт, необходимо проверить своих конкурентов и знать, что предлагают они. В мире Интернета и при открытости огромного числа данных, сделать это не так уж и сложно.
Во-первых, просто вбейте в поисковой строке свою проблему, и выдача представит всех конкурентов разом. Метод примитивный, но от этого не менее полезен. Также стоит поступить и по отношению к социальным сетям, где можно встретить разного рода группы и сообщества, а также public page потенциальных конкурентов. Во-вторых, сразу переходите на площадки Crunchbase или Angel.co, где собрана едва ли не вся информация о стартапах, в том числе и по объему привлеченных инвестиций. Эти площадки постоянно обновляются и содержат наиболее полную информацию о массе стартапов.
Также не забывайте о возможности социума или о проектах вроде Quora и Reddit. Задавайте там интересующие вас вопросы, и, если тема покажется интересной другим пользователям, можно получить более чем исчерпывающий ответ. Также поискать ответы можно и в уже обсуждаемых темах. На обеих площадках свои советы часто дают известные люди, поэтому игнорировать ни Quora, ни Reddit не стоит.
Набираемся опыта
Скорее всего, опыта по запуску собственного проекта у вас нет. Но это не значит, что придется отказываться от своей мечты. Все, что вам нужно, – это максимально изучить проблему и все связанные риски и потенциальные издержки. К примеру, если вы хотите открыть офис, подсчитайте, сколько будет стоить его ежедневное обслуживание: коммунальные услуги, питьевая вода, ручки, принтеры, бумага и другие мелочи. Это только на первый взгляд кажется, что на туалетную бумагу много не потратить, пока вы не покупаете по рулону раз в день.
Запуская проект, почитайте об истории и развитии схожих проектов. Нелишним будет почитать книги о менеджменте, распределении задач на рабочий день, мотивации для себя и своих подчиненных. В книгах, а также по всей Сети есть большое количество полезной информации – не поленитесь изучить вопрос. Подготовка сыграет на руку в будущем, можно быть готовым к проблемам и проинформированным о вариантах их решения.
Начинайте с малого
Если в команде нет человека, который не обладает навыками создания красивого сайта за короткий промежуток времени, возможно, стоит начать с чего-то попроще. К примеру, запустить страницу проекта можно в «ВКонтакте» или Facebook. Многим достаточно и Instagram. У этих площадок есть огромная аудитория и богатый набор функций, которые помогают упростить коммуникацию с пользователем. Не обходите стороной и WordPress, на котором за считаные минуты можно развернуть сайт, выбрав один из миллиона готовых шаблонов. Эту площадку не стоит недооценивать: просто наберите в строке поиска «Шаблоны WordPress» или «Wordpress themes» и получите огромный каталог потрясающих сайтов. Если подходящих вариантов найти не удалось, попробуйте конструктор сайтов. Сегодня популярным считается Wix, но он может быть немного сложноватым. Для новичка неплохо подойдут А5 и uKit.
Рассказать о проекте
Когда продукт уже готов для запуска, рассказать о нем стоит как можно большему числу людей. Это позволит набрать первую аудиторию пользователей, часть из которых потом может остаться с вами навсегда. Конечно, начать стоит весьма простым способом: расскажите о проекте друзьям и попросите сделать публикацию в своих социальных сетях. Кто знает, до кого в итоге может дойти эта публикация.
Одной из самых эффективных площадок для размещения считается ProductHunt. Если вам удастся попасть в топ-дня, есть большая доля вероятности, что огромное число иностранных и местных ресурсов о вас напишет. Также стоит записать свой проект на площадках Angelist и Crunchbase.
Не бойтесь лично рассказывать о запуске проекта интересным вам новостным площадкам. Лучше всего делать это вручную – пишите журналистам в социальные сети или на личную почту. Собрать эти данные быстро не получится, поэтому займитесь этим заранее. Да, большинство могут проект проигнорировать, но найдутся и те, кто с удовольствием напишет о нем.
Время
Один из самых главных инструментов, который нужен для запуска своего проекта, – это время. Вы ничего не сможете сделать, если будете уделять проекту недостаточное количество времени. Начинать нужно с малого (это намек на то, что бросать другую работу до взлета проекта не стоит), но над проектом необходимо работать системно и на постоянной основе. Другими словами, уделяйте проекту по часу в будний день и по три часа в выходной. Но систематически, без долгих необоснованных перерывов. Либо так, либо ничего не получится.