Домой Новости Стартапы Что делать, если кто-то украл идею стартапа

Что делать, если кто-то украл идею стартапа

Как бы печально это ни звучало, не стоит думать, что каждая ваша идея – уникальна. В мире 7 миллиардов человек. Среди них – миллионы людей с фантастическим умом, которые изобретают отличные идеи по несколько раз в день. А еще сотни миллионов людей каждый день сталкиваются с теми же проблемами, что и вы. Неудивительно, если их стартап будет точно таким же.

«Очень часто автор самой обычной идеи живет уверенностью в том, что у него уже есть миллион долларов, осталось только найти желающего заплатить», – говорит Артемий Лебедев

Для полноты картины мы можем представить ситуацию, когда вашу идею, уникальную для отдельного региона, взял на заметку лучший друг и потихоньку начал реализовывать, думая о том, как уже через несколько недель будет считать деньги на Бора-Бора. Эксперты уверяют – не стоит преждевременно паниковать. Дело в том, что сама идея не защищена авторским правом нигде в мире. Поэтому, как бы сильно вы за нее ни держались, доказать свое право на нее в суде будет сложно. Идея сама по себе – вещь публичная. Она витает в воздухе и может прийти на ум любому.

Поэтому, если идею все-таки украли, из этого нужно извлекать выгоду. Во-первых, благодаря чужим стараниям можно проверить ее работоспособность. Если вам кажется, что идея действительно хороша, а мама и сестра это подтвердили, это еще ничего не значит. Большинство идей хорошо выглядят на бумаге, тогда как реальный мир их игнорирует. Чужой опыт покажет, что именно нужно доработать, а что – улучшить.

Во-вторых, можно узнать, во сколько обойдется реализация идеи. На примере десятков проектов в самых разных областях видно, что указанный бюджет всегда в несколько раз ниже реальных затрат. Когда вы ослеплены своей идеей, понимание этой правды отходит на второй план. На чужом примере можно будет увидеть, сколько стоит реализация, и понять, стоит ли вообще браться за проект. И если стоит, то есть время улучшить идею и подумать об оптимизации задач. В то же время у конкурента выхода уже не будет: свои деньги он вложил.

В-третьих, думайте не только про саму идею. Мысль мало чего стоит. Важнее этого – исполнение. Наверное, самый яркий тому пример – использование сенсорных экранов. В 2007 году Apple показала iPhone – смартфон с сенсорным экраном. Откровенно говоря, подобные устройства выпускались задолго до Apple. Но если посмотреть на iPhone 2G и ближайших конкурентов – разница огромна. Именно это помогло компании выиграть гонку за лидерство: iPhone является самым популярным смартфоном в мире.

Развивая свою идею, думайте о реализации, а не только о том, что у вас в голове Tesla Motors родилась раньше, чем у Маска, но он, хитрец, сумел первым реализовать идею. Такой подход помог в свое время выйти в лидеры компании Airbnb. Ее основатели говорили, что именно хорошие фотографии квартир помогали их лучше продавать: у остальных вместо фото была мазня, снятая на мыльницу.

Итог

Запомните одну простую истину: если идея хороша – ее обязательно украдут. В этом не может быть сомнений. Это реальность нашего мира, в котором не помогут ни патенты, ни дорогие юристы: Apple судилась с Samsung два года, пока выбила миллиард. Защититься можно только созданием действительно хорошего продукта, который будет качественно работать и предоставлять пользователям нужные им функции или услуги. Отличный тому пример – «Кинопоиск», купленный «Яндекс» за $80 млн. Подобных сервисов в Сети десятки. Но в то время как они показывали трейлеры, «Кинопоиск» окунал зрителя в мир кино. А это многого стоит.