До того как начать двигаться вперед, важно научиться планировать цели. Если цель заранее не продумана, вы никогда не сможете ее достигнуть. Вы стремитесь к тому, чтобы бизнес достиг успеха? Тогда необходимо запланировать достижение финансовых целей на предприятии, определить годовой оборот, ежемесячную прибыль, размер годовых дивидендов.
У бизнеса обязательно должны быть глобальные цели, записанные на бумаге. Они не должны крутиться у собственника в голове – планировать цели компании важно именно на бумаге. Мало того, собственнику важно не просто записать цели организации, а регулярно перечитывать их и анализировать. Для этого некоторые собственники заводят в еженедельнике специальную колонку, записывая в нее стратегические цели компании.
Собственник открывает бизнес, для того чтобы достигнуть двух финансовых целей:
1. Увеличить капитализацию. В этом случае фирма создается и раскручивается для последующей перепродажи, а все средства, которые поступают в организацию, расходуются на рост оценочной стоимости бизнеса.
2. Увеличить денежный поток. Задача собственника – достигнуть максимальной разницы между доходами и обязательными затратами на функционирование фирмы. Чем больше эта разница, тем выше доходы владельца.
При запуске нового проекта у собственника уже должно сложиться понимание, ради какой из перечисленных целей он строит бизнес, так как управление финансами в двух перечисленных вариантах будет существенно различаться.
К примеру, если собственнику необходимо установить на компьютеры специализированное программное обеспечение с целью увеличить капитализацию компании, важно приобрести лицензионный пакет со всеми разрешительными документами, так как это повышает стоимость фирмы. Когда бизнесмен нацелен на увеличение денежного потока, он снижает затраты и заплатит минимальную цену за аналогичный программный продукт, но с меньшими возможностями.
Распоряжение прибылью также напрямую зависит от финансовых целей, которые ставит перед собой владелец организации. Однако есть финансовая цель, объединяющая все виды бизнеса, – это максимальное увеличение прибыли на сумму собственного капитала в краткосрочном и долгосрочном периоде планирования. Прибыльные предприятия показывают доходность не ниже 30–40% годовых на собственный капитал.
Но доходность никак не должна быть ниже консервативных инвестиций в недвижимость, так как при меньшей прибыли нести высокие риски для собственника не имеет смысла. При низких доходах разумнее будет продать бизнес или вывести средства, а затем вложить их в консервативные инструменты.
Поэтому при формировании бизнес-плана важно установить цели для увеличения как оборота, так и чистой прибыли, объемов дивидендов, оценочной стоимости – так собственнику легче понять, к чему стремиться. После этого важно записать цели на бумаге. Срок финансового планирования должен быть не менее 3 лет.