Почему не стоит «штормить» в группах

Яндекс.Касса

При необходимости сгенерировать идеи среднестатистический человек обращается за советом к друзьям или коллегам, после чего начинается процесс мозгового шторма – именно «шторма», а не мозгового штурма (брейнсторма), когда «генератором» идей становятся специально отобранные эксперты из разных областей. Мозговой шторм производится теми людьми,  которые присутствуют на данный момент, и заключается в активном высказывании мыслей любой масти. Какими бы безумными они ни были, компания все говорит и говорит. Раз за разом вспыхивают споры, мелкие ссоры из-за критики, а порой даже кажется, что появилась отличная идея. Но это лишь на первый взгляд.

После двух часов такого шторминга человек остается без сил, и желания работать никакого больше нет. Ничего странного: кто выдержит столько криков и попыток доказать, кто умнее. Да, на листке будут некоторые идеи, и вы фактически получите результат. Но стоит сделать оговорку, что при правильном подходе он мог бы быть гораздо более качественным.

Однажды мне довелось брать интервью у двух братьев, которые занимаются производством аксессуаров из кожи: кошельков, клатчей, сумок. Выдержанные линейки товаров, лимитированные серии – все на высшем уровне. А началось все, как оказалось, с обычного блокнота. И очень случайно.

Оставшись без работы в кризис 2008 года, братья решили сделать паузу и взяли творческий отпуск. Небольшая финансовая подушка позволила на пару месяцев уйти в творческий отпуск. Все идеи, которые приходили в это время, записывали на листки бумаги без желания срочного воплощения в жизнь и обсуждений. За 4 месяца листков набралось так много, что из них взялись сделать собственный блокнот. Готовый вариант увидела хорошая подруга. Понравилось. Заказала партию для всех сотрудников своей компании. Так родился бизнес Manekibook, который со временем эволюционировал в Moreca.

Известный коуч Ицхак Адизес, который выпустил далеко не одну успешную книгу, уверен: хорошие идеи приходят постепенно. Их нельзя родить в одно мгновение. Особенно если вы сидите в компании людей и всячески пытаетесь что-то выдумать. Это не лучший момент, поскольку мозг занят совсем другим: он загружен и думает над идеями других людей, а не над созданием собственных. Другими словами, вы напрягаетесь в тот момент, когда этого делать не стоит.

По словам Ицхака, лучше всего думать в одиночку, без посторонних людей. Более того, без посторонних мыслей и любой физической активности. Человек для нормального восприятия мира должен полностью отстраниться от внешнего мира и начать… бездельничать: «Я думаю так: чтобы по-настоящему понюхать цветы, нужно сначала их увидеть, заметить их существование и красоту. А для этого надо обратить свой взор на внешний мир. Но это возможно лишь тогда, когда мыслительный процесс перестанет монополизировать наше сознание. Нам нужно притормозить свою умственную деятельность. Полезно остановиться на какое-то время и ничего не делать», – пишет Адизес в своем сборнике эссе «Размышления о личном развитии». Очевидно, что ничего не делать при шторминге никак не получится. Ведь именно во время ничегонеделания человек создает в своей голове пустоту. И именно в этот момент начинают рождаться идеи.

Шторминг – это больше о креативе. Когда идеи уже есть, их необходимо развивать, улучшать, продумывать. Опыта одного человека для этого может быть недостаточно, необходима поддержка. Именно здесь, как нельзя кстати, подходит популярная поговорка «Одна голова хорошо, а две – лучше». Вы общаетесь, критикуете, планируете. Но в основе всей дискуссии – идея. Идея, вокруг которой идет разговор. И даже когда вы все решили, обратитесь вновь к теории Адизеса. Сядьте и ничего не делайте.

«Ключевая мысль, которую я хочу донести, состоит в следующем: ничегонеделание – это предпосылка для изменений, – пишет Ицхак в своей книге. – Понаблюдайте за движением поезда. Чтобы перейти на другие рейсы, ему необходимо сначала притормозить или остановиться. Многие бизнесмены начали свою карьеру после увольнения, когда было время подумать». Именно поэтому серьезные решения лучше обдумать лично.

Люди из журналистики или рекламы могут сказать, что подобное – бред. Ведь это профессии, где необходимо работать быстро. Однажды мне довелось быть на лекции руководителя креативного агентства, довольно успешного в одной из стран СНГ, который подобные тезисы парировал. По его словам, на обдумывание каждого задания команда берет как минимум одну неделю. Каждый член команды: креативный директор, арт-директор, стратег и копирайтер – вынашивает свои идеи отдельно. И только потом все садятся за стол для общей дискуссии. Практика показывает, что такой прием действует: агентство успешно работает уже несколько лет.

«Хочу предупредить: сидение перед телевизором, чтение книги в тени зонтика, плавание, серфинг или велосипед – все это не считается полезным ничегонеделанием. Это отдых, а не ничегонеделание. “Ничего” – значит в буквальном смысле ничего», – резюмирует Ицхак. Много времени на это не нужно. У вас ведь есть выходные. Выделите себе 30 минут, останьтесь в одиночестве. И попытайтесь освободить свое сознание от назойливых мыслей. Когда удастся, мозг сам начнет штормить лучше любого коллектива. Попробуйте. Это ведь ничего не стоит.