Революция всегда пожирает своих детей. И хотя я был не революционером, а, скорее, просто неопытным заговорщиком, меня это не спасло. Аня-людоедка проглотила меня, переварила и выплюнула. За что теперь, после стольких лет, я искренне ей благодарен. Но обо всем по порядку.
Заканчивался первый год моей работы менеджером по рекламе в филиале столичного рекламного агентства с корявой аббревиатурой, наверное, в разгар попойки принятой за название. И все было хорошо, но, как оказалось, директор нашего филиала, Харитон Павлович очень любил детей. Не вообще детей, а именно своих, двух взрослых сынишек, которые учились в престижных столичных университетах. А стоило такое счастье дорого.
Не секрет, что в любом рекламном агентстве водится неучтенная наличность, и, как оказалось, Харитон Павлович любил не только детей, он еще очень любил эту наличность. Об этом у нас знали все: и бухгалтер, и начальник отдела рекламы Аня (тогда у нее еще не было кровожадного прозвища), да и менеджеры, поставщики той самой наличности догадывались. Но одно дело знать, а другое – настучать хозяевам в столицу, дескать, ворует ваши денежки крыса неблагодарная, Харитон Павлович. Однако время шло, и стал директор запускать свои ручонки все дальше и глубже.
Но тут созрел заговор. Инициатором сего судьбоносного переворота, в корне изменившего жизнь всех его участников и не только, стала Аннушка. Маленькая, килограммов в пятьдесят весом девушка, родом откуда-то из района, но с непомерным самомнением и непомерными же амбициями. А еще у нее была ипотека.
Почему я туда влез, сейчас и не вспомню, но влез и застрял крепко. Кроме нее и меня в этот заговор вступил еще и мой друг Тарас. У него, гениального продавца рекламных площадей, был один недостаток – знак зодиака. По зодиаку Тарас был Лев. В любом коллективе, то есть в стае, он мог быть только альфа-самцом и никак не меньше. «Ты кто такой, Харитон Павлович? – спрашивал он. – Директор? Пошел ты вон, директор!»
Короче, наша Аннушка написала в столицу хозяевам и расписала все, как и подобает истинному рекламисту. Приехала проверка, и вся каша вылезла из горшка. И стала Анна Федотовна директором нашего филиала, а я стал начальником отдела рекламы и ее заместителем. А вот Тарас вскоре ушел и открыл свое небольшое, но поначалу довольно успешное издательское дело.
Быстро пролетело еще полгода. Аннушка разительно переменилась. И ведь недаром говорят: «Бойтесь исполнения своих желаний». Вместе с директорской зарплатой и доступом к уже знаменитой наличности она получила и весь груз ответственности за результаты работы филиала. Каждый месяц она должна была ездить в столицу, отвозя хозяевам прибыль. И до тех пор, пока нужная сумма не набиралась, никто зарплату не получал.
Понемногу отношения у Ани с коллективом начали портиться, и называть ее стали по-другому: Аня-людоедка. А еще у нее был муж, Вася, такой же маленький, тоже откуда-то из района. Вася был мелким и неудачливым бизнесменом. Дела у него с каждым днем шли все хуже и хуже, и в один прекрасный момент с Васиным бизнесом было решено завязать. Совсем. А чтобы не сидел мелкий муж дома, Аннушка решила взять его к нам в агентство. Своим заместителем. На мое место.
Я где-то читал, что увольнение с работы человек переживает тяжелее развода. Кто как переживает, я не знаю, но мне было тошно, обидно и тоскливо сразу. Последние положенные по закону две недели прошли как в дурном сне. Я работал и не работал одновременно, на совещания меня не приглашали, никто ни о чем не спрашивал, а сочувствующие взгляды коллег только дополняли эту омерзительную картину.
Но вот однажды, на исходе последних дней, возвращаясь с обеда в офис, я встретил Тараса, того самого, третьего заговорщика, который не стал дожидаться своей участи, а вовремя покинул нас и создал свой бизнес. Я все ему рассказал. Но вместо того, чтобы меня жалеть, он предложил попытаться продолжить работу рекламиста, но работая уже исключительно на себя самого. И я призадумался.
Две недели истекли. Я ушел. Один крупный клиент, с которым у меня сложились очень добрые отношения, выразил желание продолжить сотрудничество в области рекламы, но уже не с моими бывшими коллегами, а со мной лично.
Однажды в офисе Тараса, своего у меня пока не было, мне на глаза попалась зеленая книга в мягком переплете. Справочник предприятий, организаций, колхозов и фермерских хозяйств области, изданный Департаментом сельского хозяйства областной администрации. С адресами всех предприятий. И было их 1120. Это была готовая адресная база очень желанных клиентов. Для многих фирм города, торгующих удобрениями, горючим и агротехникой, именно эти колхозы и фермерские хозяйства были самыми лучшими покупателями. Но подобраться к ним было очень непросто.
И я решил соединить продавцов и потенциальных покупателей. Способ был стар, как сатиновые трусы, но так же прост и эффективен. Обычная адресная почтовая рассылка. Через три дня я был готов. Вручную набрал эту базу на компьютере, поскольку справочник нужно было вернуть, все просчитал и побежал по клиентам.
Если интересно, чем все закончилось, расскажу. Альфа-самец Тарас долго не выдержал, продал свой бизнес и, сменив, наверное, с десяток мест работы, опять на кого-то батрачит. Как только Аннушка ушла в декрет, филиал возглавил ее муж, мелкий Вася. Но поскольку Вася был глуп и жаден, все закончилось печально, филиал закрыли. Выйдя из декрета, Аня устроилась в один из банков, и, с гордым видом бегая по отделениям банка, развешивает плакаты и раскладывает буклеты. А мой маленький, но очень гордый бизнес продолжает жить и радовать меня шелестом купюр.
Сейчас, вспоминая всю эту историю, я в очередной раз со страхом думаю: «Где бы я был, и на кого работал, если бы в один прекрасный день меня не выгнали?» Очень хочется встретить мою страшненькую фею и, низко поклонившись, сказать: «Спасибо тебе, Аннушка, за тот волшебный пендель, который так чудесно изменил мою жизнь!»