Домой Новости Бизнес Кризисное время: как остаться на рынке

Кризисное время: как остаться на рынке

Ни для кого не секрет, что за последние два года экономическая ситуация в России существенно ухудшилась. По причине резкого переизбытка нефти на рынке цена на главный экспортный ресурс страны снизилась. Это повлияло на курс рубля, а в итоге на рост цен и общее благосостояние населения. Новая реальность влияет и на тех, кто раньше жил без особых проблем. Тем же, кто и ранее чувствовал себя не слишком хорошо, теперь вообще плохо. Жизнь становится дороже, а доходы либо не растут, либо растут слабо. Как в такой ситуации остаться на рынке?

Сильная команда

В один момент может случиться, что денег в кассе попросту не останется – все будет в обороте. И как назло на следующий день нужно будет выдавать зарплату. Часть людей, которые эту самую зарплату не получат, могут отказаться работать либо вовсе уйти. Подобный сюрприз малоприятен, ведь в кризис работать необходимо в два раза больше. Выход очевиден: подготовьтесь к такой ситуации заранее.

Соберите свою команду и сообщите, что сейчас дела идут нелучшим образом. Компания/стартап еще держится, но в любой момент ситуация может резко измениться, на счету каждый рубль. Некоторые руководители даже идут на сокращение зарплаты, но в таком случае лучше всего предлагать бонус в будущем, когда дела наладятся. Если кто-то против, лучше попрощаться с таким человеком сейчас, а не в момент, когда его уход будет еще более болезненным. С теми, кто остался, объяснитесь: если компания переживет непростую ситуацию, в будущем можно получить отличный «профит», а значит, стимул для работы все же есть.

Важный момент. Во-первых, не совершайте больших покупок вроде нового Мас, машины или квартиры, сокращая работникам зарплату. Они подумают, что одно связано с другим. Если все же сделали такую покупку (давно собирали деньги), не афишируйте. Во-вторых, используйте простой аргумент при попытке удержать сотрудника: рынок сейчас и так перенасыщен сокращенными специалистами, тут работа есть, а там – нет. Жестко, но правда.

Лишние траты

Наверное, вы не раз читали в тысячах блогах о том, что для «правильной жизни» нужно собирать все чеки от покупок и следить за своими расходами. Если все делать правильно, то можно вроде как научиться экономить, отсекать ненужные траты и жить веселее. И, как сильный духом человек, вы никогда ничего подобного не делали.

Так вот кризис – это именно то время, когда ситуацию необходимо кардинально менять и браться за контроль финансовых потоков. Учитывать нужно все: как подписку на журналы, оформленную три года назад, так и чат в Slack. Да, это модная и удобная штука, но если нет денег для покупки платного аккаунта – Skype, Telegram или Bitrix вас ждут.

Старайтесь экономить на всем, на чем только можно. Часть задач можно отдать на аутсорсинг, некоторые функции передать сотрудникам на удаленную работу. Важный момент – переезжайте в офис в более скромных районах. Или переводите всю работу на удаленку и время от времени встречайтесь с коллегами в коворкинге. Так работает издательство «Манн, Иванов и Фербер», и они неплохо себя чувствуют.

Отсрочка

По большей части бизнес многих людей завязан на работе с партнерами. Кто-то получает товар, кто-то его поставляет, другие передают на сторону часть услуг. Попытайтесь поговорить с партнерами и добиться у них максимальной отсрочки по платежам. Дайте понять, что для вас это важно: в противном случае бизнес может не выжить, будет потерян ценный клиент. Еще один вариант – немного угроз. Скажите, что можете найти другого поставщика с более выгодными условиями. Только не перебарщивайте, держите все в рамках приличиях и используйте это лишь в крайнем случае.

Вкладывайте в себя

Свободное от работы время тратьте на изучение современных технологий, применимых для вашего бизнеса. Вы удивитесь, как много сегодня умеют делать облачные решения от самых разных компаний. Это автоматизация, которая снимет часть нагрузки лично с вас, позволит сократить персонал или взять человека на удаленную работу (что влечет за собой меньшую потребность в офисной площади). Еще один плюс современных решений – улучшение продаж. Ряд полезных программ дают возможность нарастить конверсию покупателей, сделать покупку более простой и быстрой.

Инвестицией в себя также может стать покупка нового, более качественного и эффективного оборудования для предприятия. Возможно, вы делаете одежду и уверены, что покупка нового станка повысит скорость работы на 30%. Если это так, подумайте о поиске средств и беритесь за работу.

Резерв

Часть дохода откладывайте на черный день, лучше всего в валюте. Если что-то пойдет не так, резерв позволит пережить трудное время. Если же кризис минует ваш бизнес, дополнительные средства, наоборот, могут стать отличным трамплином для рывка. Не тратьте все сразу. Любая сумма может стать полезной в самый неожиданный момент.

Сокращайте

Самое неприятное – в самом конце. Кризисное время позволяет очнуться и внимательно посмотреть на все, что делается вокруг. Именно за это его и стоит ценить. Начать стоит с сокращения ненужных трат, о чем мы писали выше. Затем перейти к людям. Это сложно и неприятно, ведь вы можете неожиданно лишить человека стабильного заработка. Но это жертва, которая требуется ради выживания компании. Внимательно смотрите, как работают сотрудники, какая от кого польза и кто насколько выкладывается. Увидели лентяя – отсекайте согласно всем правилам законодательства. Однажды мне пришлось отказывать человеку – страшно так, что не передать словами. И к такому привыкнуть нелегко. Но кризисное время отлично подходит для того, чтобы увидеть профессионалов и отказаться от услуг тех, кто на работу ходит ради зарплаты.

Гранты

Не стесняйтесь просить помощи у других. В том числе использовать ресурсы программ и грантов, которые помогают молодому бизнесу в развитии. Для технологических стартапов существует ряд акселераторов, готовых предоставить деньги, образование и сервисы. Для обычных – программы поддержки малого и среднего бизнеса. Деньги лишними не бывают.