Домой Новости Бизнес Как создать свой бизнес-инкубатор

Как создать свой бизнес-инкубатор

Прежде чем начинать более детально рассказывать о бизнес-инкубаторах, нужно уточнить одну важную деталь: потребуется много денег, знаний и знакомств. Но главное все же деньги. И деньги должны быть не последними, поскольку получить отдачу на первом стартапе получается только один раз из тысячи. Если это и так ясно, можно переходить дальше.

Бизнес-инкубатор нужен для «выращивания» стартапов. Сюда входит абсолютно весь цикл работ: консультации, помощь, сопровождение, полезные знакомства, мотивация и, конечно, предоставление денег в обмен на небольшую долю в стартапе.

Зачем нужны деньги? Бизнес-инкубаторы, как и любой другой инвестор, желают получить прибыль, создав новый Dropbox. Взамен доли компании в 7–20% (в США около 10–15%, в России 20–25%) инкубатор предоставляет денежное сопровождение в размере до  25 тысяч долларов. Деньги, казалось бы, небольшие, но именно такой подход помогает инкубаторам не только выживать, но и зарабатывать.

Дело в том, что инкубаторы обычно набирают себе несколько десятков стартапов, с которыми работают. И уже при наличии 50 стартапов только на первичные инвестиции нужно выделить около одного миллиона долларов.  Очевидно, что в запасе нужно иметь намного больше, ведь в любой момент может подвернуться хорошая идея, в которую также нужно инвестировать. Обычно бизнес-инкубаторы открывают с первичным капиталом от 10 миллионов долларов.

Зачем еще нужны деньги? Для того чтобы учить стартапера, ему нужно создать соответствующую среду. На примере Airbnb, историю которого мы рассказывали в одном из прошлых номеров, видно, что создать многомиллиардную компанию «дома на коленке» не получается. Это значит, что для молодого предпринимателя нужен коворкинг.

Почему коворкинг? Во-первых, это намного удобнее, чем искать и оборудовать отдельный офис для каждой команды. Во-вторых, когда в одном месте трудятся десятки разных команд, они обмениваются опытом, знаниями, идеями. В-третьих, для проведения совместных мероприятий все равно нужно будет большое помещение. Да и в случае, если у кого-то будет команда побольше, можно просто добавить стулья и столы.

Аренда помещения, столы и стулья из IKEA, расходные материалы, принтеры и прочее – все это стоит больших денег. Каждый месяц. Обычно один круг инкубатора продолжается до 3 месяцев, а значит, все свои месячные траты нужно умножать как минимум на 4: всегда бывает форс-мажор.

Консультанты. Задача инкубатора – не просто бросить деньги начинающим бизнесменам, но и предоставить им всестороннюю поддержку. А это значит, что в штате должны быть юристы, бухгалтеры, программисты. Крупные инкубаторы нанимают в штат еще и дизайнеров, которые помогают в разработке стиля: логотипов, сайтов, разных промо.

Не последнее место отдается и маркетологам. Именно они будут рассказывать о раскрутке и популяризации продукта. Причем маркетологи должны быть самые разные, ведь один стартап будет направлен на b2b, а другой на b2c.

Очевидно, что один юрист/бухгалтер не справится с толпой желающих получить ответ на интересующий их вопрос. Соответственно, должен быть создан целый штат консультантов с нужным опытом работы.

Знакомства. Полезные знакомства нужны всегда. Но в нашем случае они нужны для того, чтобы найти правильных людей для чтения лекций начинающим предпринимателям. Другими словами, кто-то должен делиться с ними своим опытом, рассказывать о сложностях, давать напутствия. Обычно это также бывает важной мотивацией для тех, кто сумел попасть в инкубатор.

Такие люди полезны и по другой причине: часто они сами выступают следующими инвесторами, предоставляя деньги уже на втором этапе инвестирования. Для самих стартаперов это дополнительная мотивация: они знают, что перед ними выступает и потенциальный инвестор. Не мифический персонаж, о котором кто-то рассказывает. Вот он, тот человек, у которого чековая книжка на 70 миллионов долларов. А значит, шансы есть.

Западный опыт показывает, что первые выходцы из инкубаторов часто возвращаются туда уже в роли лекторов и потенциальных инвесторов. Таким образом, многие создатели бизнес-инкубаторов сразу рассчитывают как минимум на три-четыре набора участников: последнему выпуску о своем опыте уже будут рассказывать первые счастливчики.

Организовывать встречи и лекции нужно в самых разных направлениях. Основатель стартапа должен знать все обо всем. Любая возможная трудность не должна быть сюрпризом. Никто не говорит о том, чтобы взять за руку и довести до капитализации в миллиард долларов. Но организовать встречи с экспертами в самых разных областях необходимо.

Программа. Она должна реализовываться не в академической форме: лекции и домашнее задание. Для каждого участника бизнес-инкубатор должен стать школой выживания. А это подразумевает работу с каждым отдельным стартапом. Нужно рассмотреть идею с разных сторон, дать новичкам советы и помочь в выборе направления. Порой даже отправить делать безумные вещи. Запомните: пришедшие в инкубатор уверены, что его основатель знает намного больше их самих и сможет решить все проблемы и расскажет, как заработать миллион. Задача инкубатора в том, чтобы оправдать хотя бы часть этих ожиданий.

Шансы на успех. Однажды в  Digital October выступал Дэйв Макклюр, основатель инкубатора 500 Startups. Он не только рассказал  о своей ненависти к глупым инвесторам, которые просто бросаются деньгами, но и привел среднюю статистику по инкубаторам. По его словам, из сотни стартапов, которые поступили в инкубатор, действительно крупными и успешными будут всего 5. У этих людей хорошие идеи, они смогут их реализовать, а инкубатор для них является лишь доказательством правильно выбранного пути и местом, где они смогут найти очередного инвестора. Вложенные 20 тысяч долларов окупятся с лихвой.

Еще 75 никогда ничего не достигнут. Все деньги, скорее всего, будут выброшены на ветер, либо заработок будет очень скромным. Обычно это провальные идеи, низкий потенциал которых поначалу разглядеть не удалось.

Самые важные – оставшиеся 20. За них нужно действительно бороться. У этих стартапов неплохая команда, отличный лидер/лидеры, да и идея достаточно хороша. Но им не хватает либо правильного совета, либо мотивации. Если правильно выстроить с ними индивидуальную работу, можно из гадкого утенка сделать прекрасного лебедя.

Провалы есть всегда. Как видно, статистика довольно удручающая: две трети всех вложений никогда себя не окупят. Впрочем, так оно и есть. Фонды и бизнес-ангелы не любят рассказывать о провалах, поэтому мы знаем только о громких успехах вроде Airbnb, Twitter или Facebook. На деле ошибаются все. Все тот же Макклюр говорил, что на самом деле никто не знает, будет ли стартап в итоге успешным. Сам он однажды отказал Airbnb, так как не видел  в нем потенциала.

Создавая свой инкубатор, к подобному нужно быть готовым. Однажды можно отказать следующей Xiaomi, или же провальными будут сразу три десятка компаний, в которые было вложено полмиллиона долларов. Но в этом и заключается главный принцип инкубатора – не класть все яйца в одну корзину.

Почему инкубатор. Вкладывая небольшую сумму денег в множество разных проектов, можно получить хороший результат. Как было указано выше, за 10–20 тысяч долларов есть шанс получить достаточно крупную долю компании. Если в течение нескольких лет компания выйдет на капитализацию даже в десять миллионов, заработок составит сотни процентов, которые с лихвой окупят менее успешные проекты.

При точечных вложениях шансы на успех менее оптимистичны: зачем инвестору 50% компании, которая в итоге может превратиться в пустое место?

Но для работы в инкубаторе нужно выкладываться на полную. Слова про индивидуальную работу с каждым – не пустой звук. Если немного почитать в прессе о самом популярном инкубаторе в мире – Y Combinator, можно узнать множество захватывающих историй о Поле Грэме, основателе. Он говорит с каждым, пусть и уделяя ему при этом совсем немного времени. Другое дело, что до момента разговора он детально знакомится с проектом и точно знает, какой совет нужно дать.

Не стоит забывать и о самых обычных эмоциях. Хватит ли у вас сил отказывать людям, разрушать их идеи, отбирать мечту? Ведь не так просто сказать человеку, что его стартап – полный провал, после того как он вложил в него всю душу. Готовым нужно быть ко всему.

Бизнес-инкубаторы (World)

  1. Y Combinator – США. До $20 тыс. за 7%.
  2. TechStars – США. $18 тыс. за 6%.
  3. Seedcamp – Британия. 50 тыс. за 10%.
  4. DreamIT – США. До $25 тыс. за 6%.
  5. 500 Startups – США. До $100 тыс. за 5%.

Бизнес-инкубаторы (Russia)

  1. ФРИИ. До 1.5 млн рублей за 7%.
  2. Ингрия. Индивидуально.
  3. Инкубатор МГУ. Индивидуально.
  4. Яндекс.Фабрика. Индивидуально.
  5. API Moscow. Индивидуально.