Найти людей, которые будут жить стартапом так же, как его основатель, – небывалая удача. В большинстве случаев из-за ограниченности бюджетов, кадров или времени руководители должны работать с теми, кому интересен доход, а не сам процесс или идея.
Собственно, в этом нет ничего плохого, так как каждый человек хочет удовлетворять свои базовые потребности. Поэтому бояться сотрудников, которые выдают результат за деньги, не стоит. Бояться стоит тех, кто даже за деньги не хочет выдавать полноценный результат. «Стартап» выделил несколько категорий работников, которых не рекомендуется брать на работу.
Я могу все
Сотрудник готов браться за работу любой сложности. С одной стороны, это хорошо, но зачастую у него может быть недостаточно компетентности в решении сложных задач: нет опыта или необходимых знаний. В итоге руководитель стартапа не отдает задачу на исполнение опытному сотруднику, а фактически занимается обучением, поскольку иначе ответственный за нее работник с ней не справится.
Активного человека можно взять в качестве стажера или практиканта, со временем он получит необходимые знания и сможет выполнять задачи самостоятельно. Но брать работника без знаний на важную должность – заведомо провальный вариант: половину своего времени вы будете тратить на консультации.
Подобный сотрудник опасен и тем, что может либо бояться обратиться за помощью, либо просто будет слишком горд, чтобы просить ему помочь. В итоге он сдаст недоработанный проект или выполнит его с ошибками. Для стартапа это выльется в потери времени и денежных ресурсов.
«Мы все умрем»
Так обычно говорила одна моя подруга перед каждым сложным практическим заданием или тестом в университете. После ее слов у нескольких девочек начинали литься слезы, парни быстро хватались за конспекты. В воздухе повисало напряжение.
Подобные деструкторы всегда негативно влияют на настроение всего коллектива. Своим постоянным нытьем они забрасывают зерна пессимизма в других сотрудников, заражают всех плохим настроением.
В этом случае есть два варианта дальнейшего развития событий. Либо атмосфера будет плохой во всем коллективе, либо коллектив отторгнет деструктора и оставит его в одиночестве, что в итоге еще больше его разозлит и может спровоцировать конфликт. С таким человеком нужно либо провести воспитательную беседу, либо быстро попрощаться.
Выше других
Некоторые сотрудники не умеют признавать свои ошибки. Во всех провалах они винят других, а все победы связывают исключительно со своей работой, даже если они приложили минимум усилий.
Таким людям сложно работать в команде, им сложно принимать идеи других, а тем более над ними работать. В итоге если чужая идея потерпит провал, такой человек еще долго будет злорадствовать и повторять: «Я же говорил».
Обычно такие сотрудники не очень хорошо справляются с работой, но при этом отлично находят отговорки на все случаи жизни. Часто проваливают сроки из-за «личных проблем» или «высокой сложности задания».
Еще одно негативное качество – непомерная услужливость перед начальником. Понимая, что его будущее зависит от лидера, такой сотрудник не будет ему перечить и спорить, даже если тот не прав.
Деньги/слава
Это две категории сотрудников. Первые занимают вакантное место исключительно ради высокой заработной платы. Если денежное вознаграждение внезапно станет ниже, сотрудник либо поспешит оставить место работы, либо будет работать в два раза хуже. В случае, когда заработная плата будет задержана хоть на один день, он и вовсе не станет работать, быстро превратившись в сотрудника из категории «Мы все умрем».
Вторая категория – это сотрудники, которым интересна исключительно популярность стартапа. Им важно иметь в резюме строчку, где говорится, что они работали в таком значительном месте. Не важна суть стартапа, главное – чтобы он был у всех на слуху. Будьте уверены, что, как только стартап перестанет быть популярным и интересным, превратится в небольшую компанию с постоянными задачами и офисом без Xbox, сотрудник покинет компанию. К тому же такие люди обычно любят хвастаться, и все служебные секреты быстро станут достоянием общественности через социальные сети.
Опасность таких категорий сотрудников в том, что они в любой момент могут покинуть компанию. Это значит, что в стрессовой или кризисной ситуации стартап может остаться без обученного сотрудника. А на обучение нового всегда нужно время, которого также всегда нет. Выделить таких людей среди прочих довольно просто: резюме у них на пять страниц, перечислено много мест работы. Не поленитесь зайти на страницы в социальных сетях соискателей, посмотрите на их активность.
Заслуженно первый
Это одна из самых сложных категорий сотрудников. Дело в том, что такие люди действительно являются лидерами команды, они хорошо и много работают, у них есть опыт и знания. Понимая свою ответственность перед руководителем стартапа, они не срывают сроки и подтягивают за собою всю команду. Это такой локомотив стартапа, в котором CEO уже исполняет только роль топлива, а не движущей силы. Несомненно, это ценный сотрудник.
Но что делать, если такой человек ушел с работы, оставил команду и проект? Вагоны остались без локомотива, а значит, вся работа встала. Сотрудники вроде бы и знают, что им делать, но уже нет той силы, которая может собрать все их усилия в единое, подбодрить или дать указания в работе.
Решить проблему можно. И лучше всего сделать это в стиле Apple. Стив Джобс всегда говорил, что Apple – это не он сам, а команда первоклассных профессионалов, которые отлично знают свою работу. Apple выращивает этих самых профессионалов, делает из обычных сотрудников лидеров. Так же можно поступать и в стартапе. Если удалось найти человека умнее себя, нужно у него учиться. Перенимайте знания и опыт, что позволит в случае форс-мажора самому стать локомотивом, который будет тащить на себе весь состав.