Стартапы снова должны стать скучными

Мастер-класс

В начале года в Лас-Вегасе прошла очередная большая выставка потребительской электроники CES 2018. Это одно из самых крупных событий такого рода, тысячи компаний и стартапов приезжают показывать свои разработки журналистам, потенциальным дистрибьюторам и обычным посетителям, чтобы затем продавать свои устройства по всему миру.

Как обычно, в ходе выставки СМИ публикуют материалы о самых интересных новинках. После просмотра сотни видео и чтения публикаций в стиле «10 новых смартфонов» появилось понимание: мы делаем одно и то же уже много лет. Еще один телевизор, еще один водонепроницаемый чехол для iPhone и еще один концепт автомобиля, который, возможно, и не станет реальностью. Ничего, что могло бы покорить мир.

И пусть такого не показывают Samsung или LG: этим гигантам нужно демонстрировать не концепт, а реалистичные продукты, за которые люди будут готовы отдать деньги. Но даже обычные стартапы могут показать максимум еще один power bank или очередную беспроводную колонку. Нет удивительных проектов и смелых заявлений о желании изменить мир.

Мечта о миллиарде

Издание Business Insider отметило, что по итогам 2017 года еще более 50 стартапов получили оценку в $1 млрд, став «единорогами». Далеко не все компании генерируют выручку, некоторые даже не имеют нормально работающего продукта. Но главное – то, что большая часть из них не несет в себе никакой инновации. Это те, кому удалось удачно продать свой проект инвесторам.

У американских фондов есть деньги. Богачи охотно отдают свои миллионы долларов в управление людям, которые якобы должны распознать следующий  Uber. Причем денег так много, что даже самые обычные проекты могут без лишних проблем получить сотни тысяч, а то и миллионы долларов. Это привело к сверхинвестированию, что породило переоценку стартапов. «Вишенкой на торте» стала каноническая фраза героя Шона Паркера в фильме «Социальная сеть» о Facebook: «Один миллиард – вот что круто».

Теперь этот «миллиард» сидит в голове у каждого предпринимателя. Если стартап не оценен в $1 млрд, он не считается достаточно крутым и не попадает в клуб высшей лиги. Каждый грезит о построении крупной компании, о том, чтобы стать международным игроком. Глобализация дала понять, что сидеть в своем родном городе или стране неинтересно, необходимо ориентироваться на весь мир и стремиться к высокой оценке. В противном случае ты так и останешься лузером.

Не те приоритеты

Проблема в том, что приведенные выше в пример стартапы и компании как раз не относятся к тем, кто гнался за миллиардами. И Facebook, и Uber, и Shapchat, и Slack стали теми проектами, которым удалось изменить мир. Они меняли привычки людей, их способ коммуницировать, их взаимодействие с типичными сервисами. Фактически Uber в одиночку начал менять едва ли не всю отрасль такси.

К сожалению, бесконечный денежный поток в Кремниевой долине привел к тому, что все большое количество молодых людей не готовы тратить время на разработку собственных идей и налаживание вокруг них серьезного бизнеса. А вместо этого появляются «Uber для авиации», «Slack для бухгалтеров» и «Анти-Facebook». Обилие финансовых источников обеспечивает подобные проекты деньгами на развитие, но мало кто держится больше года.

Старожилы Долины недовольны: все это приводит к тому, что регион инноваций и разработок передовых технологий превращается в ярмарку тщеславия. Стартапы с оценкой в миллиарды долларов не делают ничего полезного. Люди получают зарплаты в $150 тысяч, но живут в трейлерах и не могут позволить себе нормального жилья. Сотни тысяч программистов сидят в одном регионе, а запускает ракету в космос только одна компания (Space X). Все остальные либо игры продают, либо малопонятные сервисы выпускают за чужие деньги.

Несомненно, к этому целую отрасль привели огромные средства и желание их получить. Ведь всем нравятся истории о том, как Ларри и Сергей собрали уже целый флот самолетов, первые 250 сотрудников Facebook целыми днями рассуждают, куда тратить свои деньги, а первые лица крупных компаний хвастаются островами, яхтами и баскетбольными клубами. Особняком за $5 млн здесь уже никого не удивить. Здесь аренда жилья в хорошей квартире на месяц будет дороже жизни на Бали на протяжении полугода.

Еще 50 лет назад все было совсем по-другому. Десятки исследовательских центров под управлением технологических компаний планировали изменить мир и сделать жизнь людей проще. Компьютеры адаптировали для использования в квартирах, софт и графику делали понятными, технологии разрабатывали на благо людей. Тогда «айтишник» был обычным парнем со стандартной зарплатой. Лишняя шумиха вокруг всего этого негативно отразилась на отрасли в целом. Сегодня первая задача любого стартапа – хороший пиар. И только потом продукт.

Пока ситуация не изменится, мы и далее будем видеть тысячный «умный» браслет, миллионный чехол или наушники, а также еще одного конкурента Instagram и сервис для анализа соцсетей. Чтобы стартапы начали работать на благо людей и вернулись к истокам, они вновь должны стать скучными и не получать так много пиара в прессе. Не верите? Посмотрите на работу ученых в университетах: о них мало говорится вне исследовательской среды. Но почему-то именно в университет Карнеги-Меллон пошли представители Uber, чтобы создавать свой беспилотный автомобиль, а Ларри Пейдж по передовым научным площадкам мира собирал людей для своего проекта Calico. Они искали там, где тихо и, значит, ценятся знания, а не доступ к деньгам.