Домой Новости Стартапы Работай глобально: локальный стартап – не игрок

Работай глобально: локальный стартап – не игрок

У вас появилась идея. Вы все обдумали, нашли пару-тройку друзей для ее реализации. И пошли работать в гараж под домом – в лучших романтических традициях, с надеждой открыть свой Facebook. Обычно первыми клиентами становятся мамы, папы, родственники и все ближайшие друзья. И в какой-то момент у вас даже получается развить свой стартап до того, что он становится узнаваемым в вашем городе.

За три года удалось окупить все вложения и заработать на Audi A6, выплатить хороший бонус сотрудникам и даже разок съездить в Египет, покупаться и отдохнуть. Это в лучшем случае, если вы попали в 5% счастливчиков, для которых создание стартапа закончилось успехом. В противном случае довольно скоро все же стартап провалится, или его купят, и вы останетесь ни с чем. А все потому, что идею необходимо масштабировать.

Локальный стартап имеет два пути развития. Он либо умирает под давлением более крупного конкурента, который пришел захватывать новую территорию, либо выходит за пределы зоны комфорта и становится глобальным игроком. И, как показывает мировая практика, другого выхода не бывает.

Наиболее ярким примером для России стала компания «Яндекс». За много лет интернет-поисковик вырос в крупнейшую технологическую компанию страны, с десятком сервисов и представительствами в соседних государствах. Предложение от Google о покупке Аркадий Волож и Илья Сегалович гордо отвергли и до недавнего времени серьезно превосходили глобального конкурента. Но с недавних пор ситуация начала резко ухудшаться.

Операционная система Android и популяризация мобильных устройств активно играет против поиска «Яндекса». Для компании это удар по бизнесу: около 96% многомиллионных заработков все еще приходит от контекстной и медийной рекламы. Ни уникальных сервисов, ни столь же мощного представительства в других странах построено не было. «Яндекс» хорош, но надеялся лишь на местный рынок. Если в ближайшее время ничего не изменится, за пару лет компания может опуститься до уровня Rambler. Или вы о таком уже не помните?

Зачем глобальность?

Любой стартап создается для того, чтобы в будущем стать бизнесом и начать приносить деньги. Правильный бизнес, как и стартап, не останавливается в своем развитии и с каждым годом должен приносить все больше. Локальный рынок – это всегда ограниченная аудитория, а значит, в какой-то момент вы упретесь в потолок, за пределы которого выйти будет уже невозможно. И вот здесь как раз и необходимо думать о масштабировании. Мы предлагаем немного подробнее рассмотреть причины для выхода на глобальный рынок. Это поможет оценить ситуацию.

Нерепрезентативность

Развивать стартап, особенно технологический, очень трудно в пределах одного города. Выборка пользователей с ограниченными привычками будет слишком маленькой. Это не даст возможности увидеть полную картину, заметить крупные просчеты и вовремя обновить продукт до более приемлемой версии. Более того, ограниченность рынка лишает вас возможности проверить разработку на других: что не пошло в одном месте, может взлететь в другом.

Финансовые затраты

Задумывая продукт, например, в Москве, вы можете не рассчитать стоимость его создания. Здесь дорогие офисы, дорогие программисты. А за 200 км от столицы, в соседних городах, где меньше пафоса и роскоши, все будет как минимум в два раза дешевле. И ведь никто не запрещает создавать продукт сразу для Москвы. В свое время так сделал Adme.ru, который при низких затратах (они базируются в Казани) покорил весь СНГ. Используйте хорошую локацию как преимущество, но не ограничивайте себя ею. 

Бедность

Довольно часто рынок, на котором вы создаете свой стартап, беден. Особенно если речь идет о гаджете. Разработка занимает много времени, все комплектующие покупаются за дорогую валюту, производство находится в Китае, а полеты туда и жизнь там также требуют валюты. И теперь представьте, что вы делаете Jawbone в Эстонии. Или в Казахстане. Отличный продукт, который на родном рынке не взлетит. А все потому, что у него просто нет для этого возможности: местный рынок слишком беден.

В таком случае необходимо сразу ориентироваться на Запад и Азию. США, как технологическая столица мира, для подобных энтузиастов даже подготовила специальные площадки с помощью в популяризации проекта: Kickstarter и Indiegogo. Идите сразу туда. Это позволит и деньги собрать, и клиентов первых получить, и feedback будет понятен.

Единственный рынок, который в этом плане находится на одном уровне с США, – Китай. Там хорошая идея за пару дней может разойтись многотысячным тиражом в Aliexpress или Taobao. Площадки, на которых китайцы массово скупают любой интересный товар, помогут дать толчок бизнесу и получить первый серьезный капитал для дальнейшего развития бизнеса. К сожалению, ничего подобного нет ни в России, ни в СНГ, ни даже в Европе.

Ограниченность

За любую цену пытайтесь выходить на масштабный рынок со своей идеей. К примеру, в вашем городе 1% людей используют вашу продукцию. В пределах страны количество пользователей увеличивается в 1000 раз. А в пределах мира – в миллион. Более того, такая схема подходит для всего, включая даже еду. Тот же Subway вырос из одного маленького городка до мировой франшизы.

Ограничиваясь одной локализацией, вы закрываете себя от профессионалов мирового уровня. Проект должен быть либо очень амбициозным, либо очень высокооплачиваемым, чтобы ради него человек отравился в глушь. А ведь именно правильные люди строят великие компании.

И, как следствие, вы закроете себя от крупных внешних инвестиций, если не будете представлены там, где есть много свободных денег. Получить в Европе, США и Китае крупные инвестиции значительно проще. Да, деньги есть и в России, но здесь за ту же долю могут дать меньше.

Итог

Говорят, что компания остается жива, пока ее руководитель пребывает в тонусе: пытается найти новые способы заработка, увеличить объемы. Выход на новые рынки – лучший заряд энергии на длительное время. С одной стороны, это стресс, с другой – ежегодно компания может показывать несколько процентов глобального роста. Не пытайтесь закрывать себя. Мы живем в период глобализации. И этим нужно пользоваться.