Почему ваш стартап может не выжить

Startup

Обычно мы слышим и рассказываем успешные истории стартапов, которые стоят десятки миллионов долларов, а порой и миллиарды. К примеру, Uber, Xiaomi и Airbnb – три самых дорогих стартапа – оцениваются в $115 млрд. Это больше бюджета десятка стран.

Но всегда есть обратная сторона медали. По заявлениям представителей фонда Y Combinator, из сотни стартапов серьезного успеха достигает один. Еще пять смогут наладить бизнес и выйти на хорошую капитализацию. Около 15 будут сводить концы с концами. Остальные закроются.

Задавят конкуренты

Каждый проект должен развиваться. Постепенно, но ежемесячно и ежегодно должен показываться рост аудитории и выручки. Дело в том, что в мире стартапов действуют правила футбола: не забиваешь ты – забивают тебе. Этим правилам необходимо следовать, ведь если у вас нет сил развить новое направление, найдутся те, кто и деньги привлекут, и довести дело до конца смогут.

Конкуренция – это важный момент для любого бизнеса и стартапа. Необходимо  оценивать риски и выходить на заполненный рынок исключительно с продуктом, который может дать больше, чем продукты остальных игроков – речь о качественном преимуществе. Когда оно будет (пусть даже незначительное), можно идти напролом.

Украдут идею

Эта проблема была хорошо описана во втором сезоне сериала «Кремниевая долина». У ребят обманом вытянули их алгоритм, после чего скопировали его и разработали свой минимально готовый для работы продукт. Такое бывает и в реальной жизни. Но есть одно «но».

Мы говорим о краже идеи на стадии готового, работающего продукта. Зачастую речь идет об алгоритмах или сложных вычислительных системах, которые можно повторить, немного переписав код. Суд с таким делом не выиграешь: код ведь разный. Поэтому свои наработки лучше сразу прятать под пачкой патентов и бережно защищать. Если же вы вслух сказали, что собираетесь создать Uber, а потом оказывается, что таких сервисов три десятка, это не кража идеи.

Закончатся деньги

Может наступить момент, когда собственных или привлеченных от частных инвесторов средств попросту не хватит. Они закончатся, а сотрудникам необходимо  платить. Арендатор попросит деньги за офис. И, конечно, расходов потребуют все платные подписки, Интернет, коммунальные услуги. А денег не будет.

В такие моменты ничего не остается, кроме как закрывать проект. Лучшее, что можно попытаться сделать, – продать часть своих наработок другим компаниям. Если это удастся сделать, вы не уйдете в минус или сможете вернуть средства инвесторам. Если нет – жаль. В следующий раз поверить вам будет гораздо труднее. Кроме того, напишите сотрудникам положительные рекомендации, чтобы им было проще найти работу.

Не взлетел

Однажды я читал историю о людях, которые все свободное время занимались созданием игры для смартфонов. После 8 месяцев работы проект был готов. Парни  отказывались от всего, экономили деньги и полностью вкладывали их в разработку. Игра провалилась.

Часто вам может казаться, что игра фантастически крута, а стартап поможет спасти мир. Необходимо понимать, что, если он не вызывает эмоций и реакции у пользователей, ничего не будет: все умрет, как бы прискорбно это ни было.

И не нужно думать, что взлететь может любой проект. Даже крупные компании, которые тратят миллионы на исследования, имеют лучших дизайнеров и продажников, не всегда побеждают. Возьмем каноническую Apple. В свое время был запущен компьютер в форме куба – любимая фигура Джобса. Но G4 Cube был откровенным шлаком, который плохо работал и стоил дорого. Компьютер с треском провалился в продаже.

Выкладывайтесь на все 100%

Когда в России по-настоящему взлетела популярность The Village, у меня появилось желание сделать что-то подобное для родного небольшого города с населением в 300 тысяч человек. Писать было о чем, благо проблем и интересных тем хватало. После небольших вложений проект стартовал, но уже через три недели не хватало времени его вести. А через два месяца я практически туда не писал. Еще полгода зарплату получал журналист, но его тексты не проверялись, и, понятное дело, он халтурил. Когда подписка на домен и хостинг закончилась, было принято решение не продлевать ее.

Сегодня таких проектов в каждом из регионов довольно много. Некоторые пользуются успехом и даже зарабатывают. Есть понимание, что, не брось я затею в тот момент, все бы получилось. Выгорание или потеря веры в проект – большая проблема для стартапера. Ведь если основатель не верит в успех, кто тогда будет вести его за собой? Чувствуете, что потеряли интерес к стартапу? Либо отдавайте коллегам, либо закрывайте. Сам по себе он расти не будет.

Закройте раньше – позаботьтесь о сотрудниках

Не так давно в Сети громко прозвучала история с сервисом Secret. Он позволял анонимно отправлять информацию в чат контактов, у которых было установлено приложение. Через год после невероятного успеха и инвестиций в $33 млн стартап был закрыт. CEO проекта заявил, что не желает ждать момента полного банкротства, и прикрыл стартап раньше. Оставшиеся деньги вернули инвесторам.

Тогда поднялось много шума по поводу того, что так делать не стоило: в сложных ситуациях обычно проводят пивот (смену стратегии) и работают дальше. В Secret так делать не захотели. И это правильно. Если вариантов развития проекта нет, его стоит закрыть. Хотя бы ради сотрудников. Это позволит им не оказаться у разбитого корыта в последний момент: инвесторские деньги позволяют сохранить их место еще на месяц и дать им время найти работу. К тому же самим инвесторам приятно, когда из вложенного миллиона возвращаются $900 тысяч, а не ноль.

Такой подход вполне реален, если вы видите, что компания может постепенно угасать и шансов выжить нет. И речь здесь не о финансовых проблемах, а об  отсутствии стратегии развития. К тому же должен существовать либо доход, либо рост аудитории. Нет ни того, ни другого? Будьте готовы к закрытию проекта. И сделайте это раньше, чем банк заблокирует банковские счета.