Домой Новости Стартапы Почему делать стартап в России дешевле?

Почему делать стартап в России дешевле?

Наверняка вы не раз слышали о командах стартаперов, которые остаются в России и развивают свой проект здесь. Далеко не каждый даже переезжает в Москву – многим отлично работается из Петербурга или других городов. И речь о тех, кто даже привлекает деньги, миллионные инвестиции. Такие, казалось бы, должны первыми уезжать за рубеж, в Долину.

Да, мы можем говорить о патриотизме. Часто это является одной из причин, но далеко не всегда основной. Правильный стартапер, не имея уверенности в сверхуспешном будущем своего проекта, всегда просчитывает экономическую целесообразность любых своих действий. Каждый шаг выверяется с точностью до доллара, составляется программа расходов. И в таком случае привлеченный миллион уже не кажется баснословным богатством. В этой статье мы попытаемся объяснить, почему так происходит.

Важно: за основу возьмем стартап (отрасль не слишком важна, но традиционно это технологический проект) с 4–5 разработчиками/дизайнерами/программистами. Для них необходимы зарплаты, нормальный офис и приемлемые условия работы. Цель – сделать проект быстро, а значит, необходимые люди – профессионалы. С этого и начнем.

Офис

Аренда приемлемого офиса в Москве или соседних городах дорога, но вполне реальна. Более того, отличные тарифы предлагают коворкинги, можно снять для работы квартиру. Если подойти к вопросу скромно и не стремиться в Москва-Сити сразу, офис может стоить от $500 до $1000 в месяц. В США и большинстве передовых стран Европы эту цену можно умножать на два. Затраты на помещение огромны, и стоит понимать, что деньги лучше экономить для вложений в еще одного сотрудника, а не вкладывать их в воздух.

И это лишь половина необходимых трат. Расходы на офис в США едва ли не удваиваются из-за требований сотрудников. Большая конкуренция приводит к тому, что людям мало одного лишь бойлера с теплой и холодной водой. Им нужны кухня, бесплатные фрукты и булочки, а лучше всего – талоны на обед. Как ни крути, но в России можно либо сэкономить на этом (не очень правильное решение), либо обеспечить сотрудников бизнес-ланчами по 300 рублей. Это всего $5, за которые в США вы купите максимум булочку с кофе.

Зарплаты

Время от времени удается увидеть, какие зарплаты предлагаются программистам в Москве. Если это не «Яндекс» с секретным проектом, сотрудникам предлагают от 60 до 200 тысяч рублей в месяц. Зарплаты хороших программистов могут быть и выше, правда, не доводилось узнать об окладах в $10 000. В результате хороший сотрудник в Москве будет получать до $50–60 тысяч в год. В регионах эта цифра может быть в два раза меньше для работников такого же уровня профессионализма.

Часто можно услышать, что такие же зарплаты и в США. Мол, зачем туда ехать, если здесь платят столько же. Очевидно, что это неправда. Стажеры в Google и Apple получают свыше $6–7 тысяч в месяц. Хороший программист может получать $150–200 тысяч в год. Колоссальная разница с учетом перегретости рынка и фантастической конкуренции.

И теперь можно представить, что, если вы привлекаете $1 млн, в России прожить на эти деньги пять сотрудников могут два-три года. В США времени у вас значительно меньше: всего 12 месяцев. И, скорее всего, денег не хватит вообще. Либо задавят  конкуренты, либо средства попросту закончатся.

Дороговизна

Каждый стартап необходимо раскручивать и популяризовать. Это стоит денег. И в России это требует значительно более скромных ресурсов. Традиционно стартапы для увеличения узнаваемости своего продукта используют контекстную рекламу. Клик в США и России по одному и тому же запросу будет отличаться в цене порой в десяток раз. Это важный фактор, который нельзя не учитывать – рекламный бюджет снижается в десятки раз. А значит, его стоит расходовать более внимательно, без права на ошибку. Но ведь вы стартапер и учитесь на ошибках, разве нет?

Помимо этого, за границей и жить дорого. Масса налогов, сборов, социальных выплат. Это защищает человека от будущих трудностей. Большой плюс. Но для стартапа, который считает каждый цент, это минус вселенских размеров.

Большой рынок труда

Программисты и разработчики из СНГ – одни из лидеров в мире по объему работы, выполняемой на аутсорсе. Это целая армия людей с необходимыми знаниями, не желающих работать админами за копейки. Фриланс с оплатой в $1.5–2 тысячи долларов их вполне устраивает. Но, что очевидно, огромное количество людей желают получить нормальную, стабильно оплачиваемую работу.  Особенно остро проблема стоит в регионах, откуда люди порой просто боятся уезжать: есть понятие «малой родины», где человеку комфортно жить и работать.

Эта ситуация позволяет работодателю найти себе сотрудников с необходимым опытом, а также с приемлемой заработной платой. Если стартап интересный, по гонорарам еще и поторговаться можно: у таких людей зачастую не было амбициозных крупных проектов, им будет приятно почувствовать себя участниками сериала «Кремниевая долина».

В США конкуренция за программистов любых видов нереальная. И вместо поиска местных сотрудников все сводится к переманиванию людей из России. Не так давно произошла подобная история: россиянина пригласили работать в Pebble. Он имел необходимую квалификацию, был готов работать в стартапе за более скромное вознаграждение, чем в Google или Facebook. Ему оплатили перелет, дали первую зарплату просто на обустройство. Стоит ли говорить, какие это огромные дополнительные расходы?

Итог

Когда текст дописывался, появилось сомнение: читатель может подумать, что это реклама, которую государство проплатило в рамках программы импортозамещения. Отчасти да, это реклама. Но денег никто не давал.

Сегодня Кремниевая долина для многих – предел мечтаний и главное желание всей жизни. Да, там есть огромное количество преимуществ и возможностей. Но до нее необходимо дорасти. Не стоит, получив $100 000 на развитие, уезжать туда и жить в сарае. Сделайте готовый продукт там, где для этого есть все возможности. И это выйдет дешевле. В результате инвесторы увидят рационального руководителя, а вы будете довольны собой – все получилось.