Ошибок в бизнесе избежать довольно трудно, даже если это не первый по счету проект. Но те, кто прошел школу стартапа, сделают ошибок намного меньше, чем новички. Фильмы, книги, истории в стиле Forbes ведут к тому, что человек загорается идеей и пытается идти к ее осуществлению без понимания того, что и как необходимо делать. И пусть незнание не будет проблемой, но все же есть целый ряд моментов, которые необходимо помнить, чтобы уметь их избежать. Редакция собрала 5 необычных проблем, которые обычно таковыми не представляются.
«Давайте возьмем студентов»
Понимание того, что сотни миллионеров получили свое состояние в возрасте до 20 лет, даже нормально не закончив высшее учебное учреждение, не дает права надеяться на одних только студентов. Молодые люди могут иметь необходимые для работы навыки, уметь писать код и работать с графическими редакторами. Но для серьезных задач они могут пригодиться лишь в качестве помощников, а не основной рабочей силы.
Во-первых, это связано с учебой. Лишь малый процент студентов готовы бросить университет после нескольких лет – есть желание доучиться и получить заветную корочку. А значит, будут задержки в работе из-за курсовой, дипломной, лабораторной или сложного домашнего задания. У студента может не быть необходимой мотивации, и в нужный момент он может отсутствовать.
Во-вторых, зачастую для серьезных стартапов у студентов может не хватать опыта. Одно дело – просто программировать, а другое – уметь найти сложное решение, работать в команде, понимать, чего нужно достичь. Казалось бы, все просто, но такое удается лишь малому числу молодых людей. Для большинства же работа может стать первым опытом взрослой жизни, что, несомненно, даст свой отпечаток.
Мы не советуем совсем отказываться от студентов. Они молоды, у них много энергии, и некоторые из них невероятно умны и талантливы. Но строить весь стартап только на студентах – не лучший вариант. Можно брать их на стажировку, чтобы посмотреть, на что способен человек, но при этом не бросать его в самый ад с первой секунды работы. Студент должен увидеть собственными глазами, что такое бизнес, и со временем он может стать полноправным членом команды. Оплачиваемая стажировка (да-да!) покажет вашу заинтересованность в молодом человеке и даст ему стимул работать больше и лучше.
Да, Facebook, Snapchat и сервисы с мировым именем были запущены студентами. Но не стоит забывать, что при первой же возможности руководители нанимают огромный штат опытных менеджеров, управленцев, юристов. Даже Эван Шпигель, один из основателей Snapchat, для запуска медиаплатформы взял не молодую команду из университета Лиги Плюща, а пригласил опытных редакторов из лучших американских изданий.
В общем, студентам есть место в стартапе, но руководить всем должны люди, для которых самой стрессовой ситуацией не была замеченная на экзамене шпаргалка.
«Скинь друзьям ссылку – взлетим за секунду»
Кажется, что о компании Apple и ее продуктах знают абсолютно все: самая дорогая в мире, самая прибыльная, самый узнаваемый бренд. И при этом Apple тратит миллиард долларов в год на рекламу и маркетинговую кампанию. Зачем? Правда в том, что даже самым узнаваемым проектам необходима реклама. Да, это относится даже к Facebook.
Сарафанное радио – это отличный способ донесения информации о продукте конечному потребителю. Это может подействовать, к примеру, когда расскажешь друзьям о новой кофейне или о компании, которая продает дешевые футболки. Но для крупного приобретения этого обычно совсем мало.
Именно поэтому в рекламных компаниях есть стратеги. Они занимаются развитием маркетинговых схем продвижения и повышения узнаваемости на рынке. Реклама нужна всегда, просто в зависимости от количества свободных средств каждый делает ее по-своему. Но есть несколько правил, которые необходимо знать.
1. Проект не взлетит сам по себе. Работать над созданием коммуникации и потребителя необходимо еще до завершения продукта. Руководитель стартапа должен построить схему привлечения покупателя/пользователя и объяснить, чем его продукт лучше конкурентов.
2. Если бюджета нет, пусть команда разработчиков готовит продукт, пока руководитель будет строить маркетинговую стратегию. Ранее мы брали интервью у CEO Preply Кирилла Бигая, который в первое время как раз и занимался маркетингом, так как на отдельного менеджера денег не было. Суть лишь в том, что отказываться от маркетинга нельзя.
3. Попробуйте выстроить собственную систему для коммуникации с потенциальным клиентом. К примеру, корпоративный мессенджер Slack использовал видео, которое показывало пример работы сервиса, а также Twitter: у них одна из лучших систем поддержки в социальной сети для микроблогинга.
4. Даже правильно сделанный сайт или лендинг можно назвать способом коммуникации с потенциальным потребителем. Если человек понял, что ему предлагают, он сможет оценить. Если нет – процент конверсии сильно упадет. Мы не говорим, что нужно заказывать у Артемия Лебедева, но сайт должен быть одновременно красивым и информативным.
Да, у Цукерберга получилось сделать все сбрасыванием ссылок между друзьями. Но это вам так кажется. Вспомните в фильме сцену, где он просил друзей, чтобы о Facebook написали в газетах других университетов. И обещал за это помочь с программированием. Казалось бы, деталь. Но какая важная.
Все и сразу
Многие стартаперы, приступая к реализации проекта, уверены, что смогут работать по 24 часа в сутки и выдать полноценный продукт спустя месяц или два. В реальном мире все не так просто, и месяц плавно превращается в шесть, а год – в три. Наполеоновские планы быстро сходят на нет, энтузиазма и запала работать становится гораздо меньше.
Чтобы избежать выгорания, не стоит ожидать всего и сразу. Никто не принесет победу на блюдце, ее нужно достигать самому. А чтобы сильно не падать, лучше делать это постепенно, шаг за шагом. Работайте над прототипом, который будете улучшать и развивать. Лучше представить первую версию в beta-варианте на суд пользователей.
Если планируется платное приложение, сделайте его на время бесплатным. Это даст возможность получить честные feedback и увидеть, чего пользователям не хватает больше всего. Параллельно дописывайте весь остальной набор функций и, когда будете готовы, выводите проект на стадию полноценного запуска.
Если же ждать, когда будет готово абсолютно все, процесс разработки и создания продукта может затянуться надолго. И в итоге вы так и не дождетесь результата, поскольку конкуренты уйдут уже слишком далеко. Либо у вас не хватит финансовых ресурсов на дальнейшее развитие.
Не делайте «убийц»
Едва ли не первое серьезное создание «убийцы» произошло в 2008 году, когда Nokia начала выпускать сенсорные смартфоны для конкуренции с нашумевшим iPhone. Правда, помимо одного только слова «убийца», ничего особенного в этих гаджетах не было. Что дальше случилось с Nokia, знают все. Затем появлялись проекты, которые должны были превзойти Facebook, YouTube, Twitter и другие популярные сервисы.
Сегодня с этим немного проще. Опыт показал, что создавать необходимо не «убийц», а конкурентный продукт, способный привлечь пользователя более удобным набором функций или услуг. К примеру, в мае 2015 года сервис стримингового вещания музыки Rdio представил функцию Rdio Select: за $4 в месяц пользователь получает практически тот же набор функций, что предлагают Pandora, Spotify и другие сервисы за $10. Пока о результате судить рано, но у будущего сервиса Apple Music уже есть серьезный конкурент. Как и у всех остальных.
Подобных примеров в мире множество. К примеру, почему Apple Maps так и не сумели взлететь? Ничего нового пользователь от них не получил. А почему удалось картам от «Яндекса» обойти других? Более детального сервиса для стран СНГ попросту нет. Telegram набрал более 60 млн активных пользователей, поскольку дал им уверенность в защите данных – взломать мессенджер пока так никому и не удалось.
Выпускайте версии, а не улучшения
Наиболее показательный пример – стартап Sparrow, который выпускал одноименный почтовый клиент. Он стоил несколько долларов, получил тысячи загрузок, но в итоге был продан Google. Руководитель проекта прямо заявил, что постоянные улучшения сервиса нивелировали заработанные деньги, так как все вкладывалось в стартап. Именно поэтому стоит обозначить себе конечную цель, до которой будет улучшаться текущая версия. А затем взяться за разработку новой версии, с большим количеством новых функций и услуг. И вновь продать ее. В свое время так сделал сервис 1Password.
Корпорация Apple лучше других знает, как использовать такую модель. Представленному iPad mini не хватало Retina. Экран высокого разрешения получила вторая версия, которой уже не хватало Touch ID. Биометрический сенсор получила уже третья версия. С iPhone та же история. Главное – давать пользователям не мнимые улучшения или откровенный мусор, а действительно качественный продукт.