Ненужные инвестиции: брать ли деньги, когда они не нужны

стартап

Бытует мнение, что большинство стартаперов живут, еле сводя концы с концами, и половину жизни основатель проводит в поисках инвестиций. Отчасти это правда, но есть и исключения. Особенно в том случае, если проекту удалось уже чего-то добиться и выйти на некоторые показатели прибыли. В таком случае уже инвесторы начинают обхаживать стартап, предлагая взять деньги: есть понимание того, что в будущем можно неплохо заработать.

И вот здесь основателю стартапа необходимо хорошенько подумать, стоит ли отдавать часть компании ради денег. В конце концов, даже получив определенную сумму, основатель проекта, скорее всего, не сможет приобрести себе Ferrari, а будет вынужден отчитываться перед инвестором за каждый потраченный доллар. Это не свободные деньги, они даются исключительно для развития. И если на это руководителю хватает собственных средств, возможно, от денег стоит отказаться.

Как так? На самом деле есть несколько прямых причин для привлечения денег. Редакция детально опишет их ниже, а пока лишь отметим: если после их прочтения вы не сможете сказать: «О, это про меня», – то либо вы слишком самоуверенны, либо деньги вам действительно не нужны.

На создание продукта

Зачастую для создания гаджета деньги собираются через краудфандинг так называемым «народным инвестированием». Это позволяет проверить идею на выживание, а также получить предварительную обратную связь от пользователей.

Но часто денег от краудфандинга бывает недостаточно. Фонды на начальном этапе денег не дают, а вот бизнес-ангелы, поверив в идею, от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч долларов дать могут. Отказываться от денег в таком случае не стоит, ведь никто не знает, насколько сильно может задержаться разработка продукта. Поэтому всегда необходимо иметь страховку в качестве финансовой подушки безопасности. Если деньги останутся, в будущем их можно будет потратить на маркетинг.

Для развития

Когда первый продукт уже есть, его необходимо рекламировать и продавать по всему миру. Маркетинг, если вы не имеете сверхсвязей со всеми журналистами мира для бесплатного размещения публикаций, требует затрат. Даже в том смысле, что необходимо нанять правильных людей для раскрутки продукта.

Многие обжигаются на том, что о масштабировании и выходе на новые рынки думают в последнюю очередь. Развитие продукта останавливается, адаптация проходит слишком медленно. Это большая проблема, ведь если не развиваетесь вы, то завтра появится конкурент и сделает это быстрее. Отличный пример из всеми любимого сериала «Кремниевая долина»: конкуренты тайным образом получили в свои руки алгоритм работы сервиса и сразу наняли штат продажников, не потратив времени на «допиливание» продукта. Пока главный герой пребывал в своих постоянных размышлениях, ребята активно искали партнеров и зарабатывали деньги.

Масштабирование – одна из главных задач стартапа. И именно для этого ему необходимы средства. Если в заначке есть спрятанный миллион долларов – отлично. Но зачастую его нет, и именно поэтому стартап привлекает инвестиции. Они так и называются: «под масштабирование и рост».

Показательнее всего в этом смысле нашумевший стартапа Uber. Уже пятый год подряд он получает от инвесторов деньги для стремительного выхода на все новые и новые рынки. Только в Китае специально привлекается $1.2 млрд от Baido для активного захвата рынка. Без этих денег Uber проиграет местным конкурентам и в итоге может просто закрыться. Стартап с оценкой в $50 млрд позволить себе этого не может.

Smart Money

Бывают случаи, когда у стартапа весьма неплохо идут продажи, денег на развитие и масштабирование также достаточно, но вот опыта команды не хватает для вывода продукты на новые рынки или для достижения нового уровня. Нанимать новых людей в штат опасно, ведь можно просто потратить деньги и остаться ни с чем.

В этом случае инвесторские деньги будут не столько финансовой помощью, сколько стимулом развития проекта. Инвесторы всегда следят за развитием проекта и в случае необходимости подсказывают, что и как лучше сделать, куда двигаться. Но в таком случае деньги стоит брать исключительно у людей, которые до этого имели опыт в нужной вам сфере.

Про запас

Также бывают случаи, что при развитии проекта вам хватает денег на все три указанные выше задачи. И, казалось бы, дополнительных средств точно не нужно. Но, перед тем как отказывать всем подряд, подумайте о будущем. Ваш стартап необходимо развивать и улучшать, создавать новые продукты. И именно для этого в будущем могут потребоваться деньги. Большие деньги. И чтобы не создавать в итоге кассовый разрыв, есть смысл взять у инвестора деньги. До момента, когда они потребуются, их можно придержать в банке.

Отличный пример таких действий – корпоративный мессенджер Slack. Не так давно он привлек $160 млн, объявив, что деньги особенно не нужны, своих пока хватает. И тем не менее через месяц в Сети появилась информация, что разработчики Slack берутся за создание собственного голосового помощника. Очевидно, что задача не из простых и потребует привлечения новых сотрудников с опытом работы в сфере голосовых сервисов. И вот мы видим, как $160 млн начинают потихоньку таять.

Не нашли себя?

Если ни одна из этих причин не кажется вам значимой, то деньги брать не стоит. Стартаперы постоянно говорят, что привлекать средства нужно лишь в том случае, если они действительно необходимы. В противном случае вы просто так отдадите незнакомому человеку часть своей компании и вместо пользы получите лишь большое количество проблем. В частности, речь идет о постоянной отчетности и отсутствии поддержки при разработке новых продуктов: инвестору может не понравиться, что вы, вместо того чтобы выводить дивиденды, вкладываете деньги в компанию. Помните, что «бесплатный сыр только в мышеловке», а значит, чужие деньги всегда будут вас тяготить и создавать лишние проблемы. Поэтому если на 100% не уверены в том, что они вам нужны, не берите.