В среднем любой человек к сорока годам меняет место работы как минимум четыре раза. Уже прошли те времена, когда придя на практику после учебного заведения, мы устраивались на работу и оставались до самой пенсии на одном и том же предприятии. С развитием капитализма, конкуренцией на рынке труда и с нестабильной экономической ситуацией, каждый неустанно ищет свое «место под солнцем». Этот процесс, как правило, растягивается на всю нашу жизнь. И лишь немногие счастливчики могут похвастаться тем, что обрели свое место и крепко стоят на ногах, не задумываясь о смене работодателя.
Таким можно позавидовать белой завистью и пожелать им удачи, а вот остальным порой приходится нелегко. Бывает, приходишь на работу, садишься за свое рабочее место, и первое с чего начинается трудовой день – поиск новых вакансий через интернет или любым другим способом. А эти диалоги, распространенные среди «офисного планктона», типа: «Все, уже ищу новую работу, достал этот график…», или что-то вроде: «Мы тут как рабы должны корячиться за эти копейки…». Что? Разве не было никогда такого? Конечно же, было! Рано или поздно вы сами либо с подачи вашего руководителя вы все-таки решаетесь на новую ступень в вашей жизни и добавляете еще пару записей в трудовой книжке.
Большинство людей при смене места работы испытывают стресс и потрясение. В первую очередь, это связано с нашими страхами и привязанностью. Справлюсь ли я на новом месте? Как у меня сложатся отношения с коллегами и начальником? Что это вообще за контора, куда придется ездить каждой утро, будут ли они со мной честны в плане заработной платы и выходных… и т.д. Чтобы не «ударить в грязь лицом» на новом месте, давайте немного разберем основные правила поведения.
Начальник
Необходимо усвоить, что отношение начальника к вам и отношения коллег – равнозначно важные вещи. Шеф – человек, который вас взял на работу и который может уволить, если ему будет так угодно. Помните об этом! Коллектив – это ваша среда обитания. Это те люди, которые могут, как скрасить трудовой день, так и сделать его невыносимым. Даже если вы обладаете крепкими нервами, поверьте, намного проще быть в гармонии с окружающими, чем плыть против течения.
Начальнику от вас необходимо, прежде всего, выполнение поставленных задач. Поэтому пока вы еще не смогли хорошо узнать этого человека, его вкусы и привычки, воздержитесь от излишнего общения с ним. Будьте сдержаны и кратки. Многие допускают ошибку и пытаются всячески понравиться шефу, используя для этого все способы. Начинают открыто льстить и даже закладывать своих коллег. Пытаются стать эдаким «своим человеком». Это неправильно и может не понравиться как вашему начальнику, так и настроить коллектив против вас. Лучше проявите себя в работе, но без фанатизма.
Рабочий коллектив
Что касается рабочего коллектива, то его можно сравнить со второй семьей. Коллеги – это люди, с которыми мы проводим также много времени, как и с родственниками или лучшими друзьями, а порой даже больше. Первые пару месяцев к вам будут присматриваться, осторожничать. Не беспокойтесь, это нормально. Входите в курс дела, узнавайте людей, знакомьтесь. Хороший способ сблизиться – это сделать маленький подарок. Не скупитесь время от времени купить шоколадку бухгалтерше, принесите на работу фрукты и угостите кого-нибудь, просто так. Делать это раз в неделю вполне достаточно. Увидите, как люди начнут к вам тянуться.
В спорах старайтесь не занимать ничью сторону и вообще не высказывайтесь негативно о ком-либо и никого не обсуждайте за глаза. Помните, вы знаете этих людей совсем недавно, а они общаются друг с другом возможно не первый год. Позже, когда вы поймете расстановку сил, возможно вы сможете высказывать свои суждения, но пока представьте себя в гостях на дне рождении тещи или зятя, и ведите себя соответственно.
О себе только позитив
Возьмите это за правило. Не жалуйтесь и не нойте! Ожидайте, что будет много вопросов, касательно вашего прошлого и настоящего. У нас у всех непростая жизнь, присутствуют моменты радости и печали. Человеку свойственно искать поддержки, иногда хочется поплакаться кому-то, рассказать грустную историю, пожаловаться на кого-то с предыдущей работы или на своего мужа, жену. Не стоит этого делать! На словах вам посочувствуют, но осадок груза останется. Наоборот будет полезнее, если вы начнете делиться позитивом – интересными случаями из вашей жизни, смешными анекдотами. Это вас сблизит с людьми.
Не бойтесь отказать шефу
Научиться говорить «нет» очень сложно. Иногда даже сложно отказать друзьям или родственникам, а уж перед шефом многие просто испытывают панический страх. Страх потерять работу, быть лишенным премии или заработать штраф. Это правильно, но в разумных пределах. Первые месяцы вас будут проверять на прочность. Если вы прогнетесь, то будьте готовы, что вас начнут загружать больше других и относиться к вам как к «рабочей лошадке». И это, скорее всего, не отразится позитивно на вашей карьере и прибавке к зарплате. Что же делать? На самом деле все просто. Хорошо выполняйте свою работу в отведенное рабочее время и ни каплей больше. От предложений остаться поработать сверхурочно, если это не оплачивается или взять работу на дом категорически отказывайтесь. Главное делать это мотивированно! Придумайте себе хобби или увлечение. Например, подойдет отлично занятие спортом. Так и мотивируйте свои отказы, мол, опаздываю в спортзал. Это работает. Не прикрывайтесь болезнью родственников, плохим самочувствием и всякими грустными рассказами, так как рано или поздно вас раскусят.