Как найти идею для стартапа?

Нетология

Вы посмотрели фильм «Социальная сеть» и подробно изучили рейтинг Forbes 400, где уже есть основатель не только Facebook, но и Snapchat, Airbnb и, конечно, WhatsApp. Желание создать свой стартап, особенно с учетом активности инвесторов и предпринимателей в этой сфере, после подобного увеличивается многократно. Каждый раз вы засыпаете с мыслью о том, что нужно придумать и запустить свой стартап, при этом держа в руках iPad с открытым TechCrunch и Mashable.

На самом деле в этом нет ничего плохого: мысли имеют свойство материализоваться. Но дело в том, что стартап не нужно придумывать. Вы его не придумаете, сидя перед компьютером и размышляя о том, что бы хотели сделать. Это не подарок на день рождения другу и не новый маршрут для отдыха. Стартап – это бизнес, который должен приносить деньги, пусть и не сразу. Но если вы не хотите открывать очередную кофейню, а планируете запустить что-то действительно крутое, подходить к поиску идеи необходимо другим способом.

Обычный вариант – сесть и подумать – на самом деле даже опасен. Скорее всего, в голову придут мысли, которые будут доказывать актуальность одной из идей, но на самом деле она будет никому не нужным вариантом вложения денег. И просто потому, что мечтаете взяться за создание стартапа, вы будете готовы рискнуть. И тем самым обманете себя. Ниже мы предлагаем схему того, как действительно можно НАЙТИ (а не придумать) идею для стартапа и приступить к ее разработке.

Нужно не придумывать, а замечать

Пол Грэм, основатель известного на весь мир стартап-акселератора Y Combinator, не раз говорил: придумать стартап не так-то просто. Другое дело – заметить проблему и, хорошенько ее изучив, дать людям решение. Задача человека – внимательно смотреть по сторонам, изучать привычки окружающих, следить за тем, как решаются те или иные проблемы. И, увидев для себя возможность, предложить свое, более рациональное и правильное решение.

В 2004 году Марк Цукерберг не придумал Facebook. И речь здесь не о том, украл он идею или нет. Марк лишь заметил, что люди хотели бы иметь возможность общаться с теми, кто вокруг них: отправлять им сообщения, смотреть их фото и, что было здорово подмечено в книге и фильме, знать, «с кем друзья занимаются сексом». Увиденная проблема фактически подсказала решение: социальная сеть, в которой можно было бы найти ответы на все вопросы.

Схожая ситуация была у Илона Маска, основателя Space X. Программу космических полетов начали постепенно сворачивать по причине ее дороговизны. Маск заметил это и понял, что, если сделать полеты более дешевыми, NASA охотно будет заказывать полеты у частной компании. Уже потом родилась идея создания ракеты, которая способна возвращаться на Землю.

Обращайте внимание на происходящее вокруг вас. Вся жизнь вокруг нас построена на различных процессах. Некоторые автоматизированы, другие нет и все еще делаются вручную. Присмотритесь – возможно, рядом действительно лежит хорошая идея, просто ее никто не увидел.

Стартап – старая идея в новой интерпретации

Не стоит думать, что все современные стартапы – это кардинально новая индустрия, которой до этого не существовало. Такие действительно есть, но их совсем немного. Ведь фактически у нас есть WhatsApp, Viber, Telegram и другие мессенджеры. В основе каждого лежит одна цель: дать людям возможность общаться с помощью сообщений. И здесь начинается самое интересное.

Каждый из мессенджеров, несмотря на повторение обычной схемы работы, дал возможность пользователю по-новому решить его проблему. К примеру, Telegram, который стартовал позже других, сумел набрать аудиторию благодаря невероятной системе защиты. Позже компания подключила еще одну «фишку» – боты. А Viber, несмотря на всю простоту модели, зарабатывает миллионы долларов на стикерах, добавив недавно публичные чаты. Snapchat упростил пользователям работу: самостоятельно удаляет их же сообщения.

По сути, большинство современных стартапов представляют собой новый вариант решения старых проблем. К примеру, компания olloclip зарабатывает на том, что продает линзы/объективы для камер iPhone. Казалось бы, это вотчина Nikon, Canon и других подобных компаний. Но они застряли в своем маленьком сегменте, а olloclip, увидев популярность камер iPhone на примере того же Flickr, уже продала более 1 млн внешних линз. Тут же подтянулся и молодой стартап Concepter, который предлагает внешние вспышки iBlazr для iPhone. Казалось бы, провальная идея. Но ребята уже собрали более $400 000 на два поколения и продают по 3000 единиц через Apple Store каждый квартал.

Возможно, что-то в вашей повседневной жизни нуждается не в революции, а в обычном апгрейде. Казалось бы, все давно сдают в аренду квартиры на 1–2 дня, но только Airbnb удалось создать из этого бизнес с оценкой в $25 млрд. Оказалось, для этого было достаточно хороших фотографий и правильно оформленного сайта с качественным маркетингом.

Пустого рынка не бывает

Даже если вам кажется, что у популярных сегодня стартапов нет конкурентов, вы ошибаетесь. К примеру, тот же WhatsApp боролся с обычными СМС-сообщениями и привычкой людей доверять именно платным сообщениям. Airbnb даже сегодня вынужден доказывать, что это более удобный для использования вариант, нежели отели. И даже у Twitter, который давно не стартап, есть проблема в виде Instagram: фотосервис используют чаще, чем микроблоги.

Именно поэтому при запуске практически любого продукта либо у вас будут конкуренты, либо рынок будет слишком маленьким для миллионных заработков уже на следующий день. Это отлично видно на примере таких гигантов, как Apple и Microsoft. 30 лет назад они были совсем крохами и радовались продаже 30 компьютеров (привет, Apple I). Сегодня же компании выстроили огромные рынки, одновременно получив десятки конкурентов.

Заметив хорошую идею, не бойтесь, что уже есть конкуренты, которые пытаются ее воплотить. Беритесь за дело, ведь даже малое количество постоянных клиентов лучше, чем толпа тех, кто попробует один раз и больше не вернется.

Делайте то, что естественно для вас

Зачастую увидеть идею легче будет в той среде, где вы постоянно бываете и работаете. Другое дело, что для этого необходимо остановиться и взглянуть на весь процесс со стороны. Фактически так и придумали GitHub, который помогает командам разработчиков работать над проектом в облаке. Так же придумали Dropbox: основатель компании не раз забывал в офисе флешку и в какой-то момент подумал: почему бы не перенести ее в облако?

Трудно представить, что, решив нырнуть с головой в ядерную физику, вы завтра потрясете мир своим открытием. А вот увидеть идею в своей сфере намного проще. Отличный пример – тот же Цукерберг. Он хорошо разбирался в программировании и знал, как написать Facebook. Если бы он не умел писать код, идея, скорее всего, не выстрелила бы.

Остановитесь

Ицхак Адизес много путешествует по миру и учит людей делать бизнес. Он тренер, проводит мастер-классы. Однажды мне довелось прочесть большую статью, которая произвела большое впечатление и наложила свой отпечаток. К слову, сделать это удалось всего одной фразе. Автор призывал оставить мысли в стороне и просто ничего не делать. Без телевизора, книг и размышлений. Вполне возможно, что именно в такой момент в голове созреет мысль, которая давно не давала покоя. Замеченная ранее проблема обретет форму, а заодно и решение. Так что даже вариант «ничегонеделания» может быть полезным.