Индия как место для создания стартапа: плюсы и минусы

india

Многие дискутируют о том, стоит ли для открытия стартапа сразу отправляться в Кремниевую долину или лучше ехать в Китай, где прямо под боком есть производство. Впрочем, если в производстве физического товара необходимости нет, можно поехать в Россию, Украину или Белоруссию: там сотрудники менее привередливы и не требуют теннисного стола в офисе и бассейна.

Впрочем, у противников этого выбора есть весьма важный аргумент: со средней зарплатой программиста в три тысячи долларов найти дешевую рабочую силу тут не получится. Куда же ехать? Ответ, как оказалось, лежит на поверхности: какая страна является самой большой площадкой IT-аутсорсинга?

Речь идет об Индии, огромной стране с миллиардным населением, которое готово работать за любые деньги. К тому же позволить себе нормальный образ жизни может и основатель стартапа: всегда лето, дешевые продукты, сравнительно недорогая жизнь. Но главное – неимоверно большой рынок сбыта прямо под боком.

Согласно данным из Википедии, на 2013 год в Индии живет 1,2 млрд человек, из них сегодня только 200 млн имеют выход в Интернет. В следующие два года число активных пользователей вырастет до 600–700 млн человек. При огромном потенциале рынка, конечно, есть и инвесторы, которые готовы вкладывать в успешные стартапы большие деньги, до 100 млн долларов. Это привлекает множество молодых местных и приезжих команд, которые готовы взяться за реализацию стартапов на рынке Индии. Но, как и любой другой рынок, Индия имеет свои особенности.

Плюсы

Масштаб рынка невероятно огромен. И дело здесь не только в миллиардном населении страны. К примеру, в Индии 32 штата, которые имеют свои различия. Играя на этом, можно создать нишевый продукт для каждого отдельного региона. К примеру, это отлично получилось у российского The-Village, который только в двух городах собрал себе многомиллионную аудиторию. В связи с этим в стране сегодня нет проблемы конкуренции: из-за постоянного роста рынка места хватит всем.

Инвесторы любят Азию. В мире сейчас много денег, для которых рынок США пусть и остается важным, но уже не единственным. Западные и местные фонды готовы вкладывать в Индию, понимая потенциал роста. Другое дело, что здесь как с WhatsApp – нужно подождать несколько лет, пока выстрелит. Многие воспринимают Индию как аналог Китая с опозданием на несколько лет. А пример Xiaomi и Alibaba показал, что на этом можно заработать огромные деньги. Понимая это, инвесторы готовы вкладывать в компании любые средства, только бы обеспечить рост.

В Индии огромное количество программистов, поэтому и цены немного ниже, чем на территории СНГ. К примеру, если в Москве программист попросит 3–4 тысячи долларов, то в Индии будет довольствоваться двумя тысячами. Если же нужен не профессионал, а обычный программист с минимальным набором знаний, зарплата упадет еще в два раза. К тому же здесь довольно маленький налог, легко работать с банками, которые идут навстречу даже зарубежному агенту.

Большой плюс для бизнеса – сравнительно дешевая реклама в онлайне. Ценник на Adwords в СНГ за последние несколько лет значительно вырос, тогда как в Индии из-за слабого рынка цены могут не превышать нескольких центов. Имея небольшой бюджет на старте, можно быстро подняться в гору. Поэтому многие стартапы пытаются вкладывать большие суммы в рекламу, чтобы урвать свою часть аудитории, а в будущем ее увеличить. В Индии важно быть первым, поскольку житель страны резко подвержен мнению большинства: если все используют этот сервис, то и я буду. Для стартапа главное – набрать аудиторию и лишь спустя некоторое время начать работать с монетизацией.

Минусы

Одной из главных преград на пути открытия стартапа в Индии будет невероятная коррупция. Эта страна считается одной из худших для ведения бизнеса согласно рейтингу Doing Business. Законы в стране далеки от идеала, поэтому часто руководителю попросту не хватает времени для ведения бизнеса – он погряз в бумагах. Очевидно, что решений вроде электронного документооборота в стране нет.

Масштабы страны являются не только плюсом, но и минусом. Во многих частях страны люди говорят на разных языках и диалектах, имеют свои традиции, верования. Усугубляется все отсутствием единой удобной транспортной системы: чтобы добраться из одной части страны в другую, нужно сменить три поезда, пять автобусов, а затем еще на лошадях проехать десяток километров.

Все это негативно отражается на работе сотрудников. К примеру, если кто-то попросит небольшой отпуск, чтобы съездить в гости в сестре, о нем можно спокойно забыть на три недели. Для индийцев такие ситуации не кажутся странными, тогда как для приезжих – нонсенс.

Отсутствие организации проявляется во всем. Индийцам сложно работать с отчетами, подводить итоги работы и соблюдать дедлайны. Сотрудник может заявить, что выполнит задачу без проблем, а за два дня до сдачи признается, что понятия не имеет, как это делать. В результате сложно организовать процесс работы, чтобы клиент получил свой заказ вовремя.

Бизнесмены признаются, что высококлассные программисты в стране есть. Это подтверждает статистика: более 5% сотрудников крупных корпораций вроде Google, Microsoft и Amazon – индийцы. К слову, Статья Наделла, руководитель Microsoft, родом из Индии. Другое дело, что найти и заманить их на работу в небольшой стартап практически невозможно. Индия еще не доросла до того момента, когда люди хотят попробовать себя в чем-то новом и готовы ради идеи работать в маленькой команде: здесь соглашаются на каждое приглашение из крупных корпораций. Если нужен программист с уровнем знаний выше среднего, на поиски уйдет очень много времени.

Есть ли смысл?

Если хватает смелости, то да. В России к Всемирной паутине подключены уже 70 из 150 миллионов человек, а достичь показателя в 100 миллионов удастся только спустя два-три года. К тому же, как и в США, рынок насыщен разными сервисами, порталами и ресурсами. Всего этого в Индии нет. Впереди – сотни миллионов новых пользователей, которые только готовятся к покупке первого смартфона и выходу в мир Интернета. На этом можно неплохо заработать, особенно если есть деньги и своя команда.