10 серьезных ошибок руководителя стартапа

start

Обычно стартапом начинают заниматься люди, которые до этого никогда не имели дела с созданием и продажей продукта. К тому же идея создания чего-то своего обычно так сильно заседает в голове, что пройти все необходимые курсы, обучение, а затем еще и получить консультации от экспертов не хватает терпения. С первой минуты ты бросаешь все и с головой уходишь в свой новый, поначалу еще маленький мир.

Из-за отсутствия опыта можно наделать массу ненужных ошибок и наступить на те грабли, которые можно было легко обойти. Чтобы этого не произошло, нужно  любить читать. Сегодня почти каждый второй основатель крупной корпорации написал книгу, где рассказал обо всех своих ошибках. Те, кто на книгу сил еще не насобирал, любезно дают пространные интервью крупным изданиям, рассказывают о своих проблемах, недочетах и их исправлении. Все это доступно в Сети, каждый день на это можно выделять немного времени и постепенно набираться нужных знаний. Помимо перечисления проблем в подобных заметках можно найти информацию об интересных кейсах, которые можно масштабировать на другой бизнес.

Идея ничего не стоит

Запомните это раз и навсегда. Если 16 лет назад, до краха доткомов, такая история еще могла побудить толстосумов вложить деньги, то сегодня каждый три раза подумает перед тем, как эти самые деньги дать. Идея никому не нужна, у каждого в голове десятки таких, и каждый знает, как можно уже завтра победить Facebook. И ничего, что это пока так никому и не удалось сделать.

Повремените со встречей с потенциальным инвестором, а вместо голой идеи и схемы на клочке А4 принесите готовый прототип. Не законченный продукт, а именно прототип, чтобы можно было посмотреть на него и потрогать его. Инвестору легче дать денег на то, что он может увидеть и опробовать. К тому же он увидит, что сам разработчик так сильно верит в этот продукт, что не поленился заняться прототипом, вкладывая свои собственные время и деньги.

Холодная голова

Руководитель стартапа обычно так увлекается своим продуктом, что со временем забывает об окружающем мире. Он инвестирует абсолютно все: денежные средства, свои эмоции, время, забывая о семье и друзьях. На самом деле это очень плохо.

Дело в том, что из-за подобной увлеченности руководитель не может оценить ситуацию с холодным умом. Такому человеку невозможно указать на его неправоту, а все замечания воспринимаются в штыки. Большому прогрессу такое способствовать не будет.

Порой нужно взять паузу и отдохнуть, разделять дом и работу. Никто не запрещает работать на выходных, но если вы на дне рождения у дочери, забудьте о работе.

Дизайн нужен сразу

Порой кажется, что главное – идея и реализация, а как будет выглядеть продукт – не важно. На самом деле еще как важно. Все хотят смотреть на что-то красивое. В исследовании Harvard Business Review приводится пример, когда на работу продажниками крупные компании стараются брать людей с привлекательной внешностью: клиентам приятнее общаться с такими людьми.

Та же ситуация с дизайном: готовый дизайн принесет больше пользы при незаконченном продукте, чем набор функций при отсутствии дизайна вообще. К тому же есть одно хорошее правило: старайтесь делать все сразу. На позднем этапе разработки внедрить дизайн будет очень сложно и желание оставить «все как есть» будет преобладать.

Первая положительная оценка – не повод расслабляться

Наверное, самый яркий тому пример – портал о бизнесе Hopes & Fears, который был закрыт летом 2014 года. Благодаря уникальному контенту, хорошей команде и оперативности портал быстро вырос до такого уровня, что даже Forbes мог на него ссылаться. Портал был невероятно популярным, но в итоге был закрыт. Команда не смогла дожать и сделать его прибыльным. Первые успехи, позитивные отзывы, инвестиции – это не повод отложить все дела на недельку, а стимул работать еще более усердно.

Ограничивайте себя

Какую книгу ни открой, там всегда советуют найти свою целевую аудиторию. Почему это важно? Все просто: новые функции и возможности стартапа будете внедрять именно для своей аудитории. Если же стараться сделать побольше всякого разного, получится что-то невообразимых размеров, что не поможет сохранить целевую аудиторию и не привлечет новую. Должен быть фокус, вокруг которого стартап и будет работать. Возможно, поэтому Apple и пытается доказать всем уже который год подряд, что они не будут продавать дешевые смартфоны.

Работать до последнего

Руководитель проекта является его же главным идеологом и евангелистом. И он до последнего должен стоять на том, чтобы команда работала даже в самые сложные моменты. К примеру, Evernote был на гране закрытия несколько лет назад, а сегодня стоит огромных денег.

Не обманывайте тех, кто дает деньги

На встречах с потенциальным инвестором не стоит приукрашивать показатели стартапа. Деньги дают в расчете на достижение показателей и результатов исходя из того, что есть уже сейчас. Если ничего нет, лучше сказать честно, чем потом врать во второй раз, рискуя еще больше. Очевидно, что после того как правда всплывет (а это обязательно случится), о деньгах и доверительных отношениях уже можно не говорить.

Инвестируйте в продукт

Однажды мне удалось поговорить с одним из основателей небольшого стартапа. Приложение позволяло делать фото двух вещей, а друзья должны были голосовать и помогать выбирать что-то одно. Фишка была в том, что механизм работы можно было легко интегрировать в Facebook или отдельные интернет-магазины. Стартап быстро привлек $20 000 инвестиций, после чего был снят красивый отзыв, нанята пара сотрудников в офис и полностью обновлена техника. Через три месяца все пришлось распродать, а стартап – закрыть. Это яркий пример того, что деньги нужно вкладывать не в красивую картинку своей жизни, а в свой продукт. И делать это нужно ровно столько, сколько потребуется для превращения стартапа в успешный бизнес.

США – не показатель

Часто к инвесторам приходят молодые люди с идеей создать полную копию успешных американских или европейских компаний, но с местной локализацией. Порой это может стать успешным продуктом, но с большей вероятностью проект не выживет. Каждый рынок по-своему особенный, и продукт, от которого будут в восторге в США, не будет работать у нас. Возьмем сервис Tinder: в одном Нью-Йорке им пользуется больше людей, чем во всем СНГ. В каждой стране свои законы и порядки, чего также нельзя не учитывать. Нет сомнений, что если бы iTunes Store придумали в начале двухтысячных в России, он быстро закрылся бы, даже не стартовав.

Выбирайте правильное время

«Правильным» время должно быть абсолютно по всем критериям. К примеру, самый крутой проект на Kickstarter под названием The Coolest Cooler выстрелил только со второго раза. Первый раз $50 тысяч пытались собрать зимой, но, как оказалось, зимой холодильник никому не нужен. Летом того же года проект привлек $13 млрд.

Нельзя выпускать продукт на рынок слишком сырым, так как волна негативных отзывов быстро докатится до всех потенциальных потребителей/покупателей. Но и ждать слишком долго не стоит: набегут конкуренты и разберут лучшие места.

Любое время будет «правильным» только в одном случае: если это уникальный, востребованный продукт, но никто другой его еще даже не начал разрабатывать. Как это было с первым iPad. Ведь судя по тому, как быстро Apple сняла его с продажи, даже ей самой он был не слишком симпатичен.