Трудности в работе стартап-акселератора

Start-up

Для большей части стартапов, о которых мы пишем, участие в программе акселерации – лишь один из этапов их развития. Другими словами, это что-то вроде обучения в университете, только диплом получает не один человек, а его идея. А сам диплом представляет собой не просто бумажку, а денежный счет в банке на несколько десятков или даже сотен тысяч долларов.

При этом  никто никогда не задумывается о том, как работают эти акселераторы, на что они живут, почему вообще выгодно заниматься обучением стартапов. Поначалу и вовсе кажется, что это просто бизнес, приносящий неплохую прибыль: нашел проект, дал немного денег на развитие, продал долю следующему инвестору. Всего-то нужно пару лекций прочитать и коворкинг арендовать.

Вершина айсберга действительно выглядит именно так. Но «подводная часть» представляет совершенно другую картину. Мне удалось поговорить с основателем одного из локальных акселераторов, который не имеет мировой славы и громких экзитов. Оказалось, что стартап-акселератор представляет собой самый обычный стартап. И для того чтобы получить выгоду в виде дохода, необходимо очень и очень сильно постараться. Мы выяснили, в чем трудности работы акселератора и в чем сложности такого бизнеса.

Весной 2016 года в Лондоне запускали новый стартап-акселератор Virgin Media Accelerator. Во главе акселератора стоит одиозный предприниматель Ричард Брэнсон. Проект собрал более десятка стартапов, их презентация состоялась в США в торжественной обстановке. Позовали прессу, массу людей из мира технологий. Свое слово сказал и сам Брэнсон. Разумеется, всех участников ждала отличная вечеринка, много бесплатного шампанского и пламенных речей. Зачем все это?

Не стоит думать, что причина только в Брэнсоне и его страсти к торжествам. Несколько лет назад в одной из стран СНГ местный миллиардер также решил запустить акселератор: полученные из 1990-х деньги было решено инвестировать в новое поколение и современные технологии. Как и полагается, праздновали старт пышно: большая вечеринка на частной яхте, со звездами и безмерным количеством закусок. Стартаперы, попавшие в такую обстановку, подобное видели только на страницах глянцевых журналов.

Такие вещи делаются исключительно ради одного: пиара. Каждому акселератору, как и обычному стартапу, жизненно необходимы медиаохваты: чтобы о нем много писали и говорили. Правда, немного отличается миссия. Если стартап делает это ради пользователей, то акселератор – ради стартапов. Чтобы быть у них на слуху и считаться среди них популярным.

А чем больше у акселератора пиара, тем больше шанс, что именно ему хороший стартап принесет свою заявку на участие в программе обучения. Здесь кроется главная проблема акселераторов: их много, а вот качественных проектов – вроде следующего Airbnb – совсем мало. Сколько бы в мире ни появлялось крупных миллиардных проектов, на слуху остаются одни и те же: Uber, Dropbox, Airbnb и несколько других. Часть из них проходили обучение в одном месте – Y Combinator. И после таких успешных кейсов каждый хороший стартап подает свою заявку именно туда. Основатели там хорошие, опыта много, преподаватели знают, как превратить идею в деньги, и охотно делятся своими знаниями.

Более того, чем популярнее акселератор и чем больше успешных компаний он выпускает, тем легче ему привлечь профессиональных лекторов и менторов. А затем и инвесторов. А без них очень сложно построить проект, который станет популярным среди стартаперов: нет знаний – нет смысла тратить свое время. Именно поэтому свежезапущенные акселераторы обычно выдают огромные бонусы иностранным и именитым лекторам, лишь бы заполучить их к себе на первое время. Так сказать, для видимости.

Рядом стоит и необходимость привлечь инвесторов. Зачастую новые акселераторы обильно поливают первые два выпуска стартапов деньгами. Делается это исключительно с той же целью: пиар, медиаохват и дальнейшая популяризация проекта на рынке среди стартапов. Обычный маркетинг здесь не поможет. Ты либо показываешь, что после программы стартапы получают деньги и помощь в развитии, либо к тебе не несут заявки.

Борьба за качественные проекты – одна из главных проблем современного мира стартапов. Когда основателя Яна Кума спросили, почему он не вкладывает деньги (а его состояние уже оценивается в $6 млрд) в молодые стартапы, он прямо ответил: более 95% всего на рынке представляет собой мусор, а времени на поиск остальных 5% у него нет. С той же проблемой сталкиваются и акселераторы. Им необходимо делать наборы, даже если качественных стартапов нет. Если некого учить, возникает вопрос: возможно, твои знания попросту не востребованы?

И что хуже всего, действительно крутые проекты никогда не достаются региональным акселераторам. Ведь если у фаундера есть основания полагать, что он способен стать крупной прибыльной компанией, то подавать заявку он будет в Y Combinator, 500 Startups или TechStars – «большую тройку» среди акселераторов. Местные варианты никогда не дадут ему возможности получить тот же опыт от лучших преподавателей мира, те же знакомства и презентацию перед таким же большим пулом инвесторов, готовых вкладывать деньги.

В этом плане стартаперу немного легче. Если есть желание пройти любую программу акселерации, достаточно отправить заявки в не самые популярные акселераторы – таких по всему миру очень и очень много. Не пытайтесь ограничивать себя исключительно одним городом или страной. Железным стартапам лучше пробоваться в Китае, а сервисным – в США, Лондоне или Берлине, где для этого есть хорошая экспертиза. И поверьте, если у вас есть хотя бы небольшой шанс на успешное будущее, акселератор любезно откроет перед вами свои двери. Ведь для него каждый проект на вес золота, поскольку дает возможность получить следующего единорога.