Переезд стартапа в США: к чему нужно быть готовым?

США

Недавно мне удалось поговорить с руководителем проекта, который перевез его из одной из стран СНГ в Соединенные Штаты. Модель бизнеса была проста. Пользователь через приложение заказывает еду в кафе или ресторане, сразу же ее оплачивает и указывает время, когда будет в заведении. Когда человек пришел, блюда его уже ждут. У нас стартап пошел слабо: у людей еще нет таких привычек, да и рестораны неактивно шли на контакт.

Другое дело – США, где сотрудники крупных компаний имеют очень мало времени на обед и вынуждены вместо нормального ланча запихивать в себя бутерброды. Вдобавок подвернулся инвестор, который лично проработал в США много лет и сразу отметил потенциал развития проекта за границей. Решили переезжать.

Сейчас стартап уже около полугода находится в США, и руководитель его на личном примере рассказывает, с какими трудностями приходится сталкиваться в работе на чужой земле. Редакция коротко пересказывает главные из них.

Дорогая жизнь

Получая условные $1000 в месяц в любой из стран СНГ, можно спокойно себя чувствовать: это комфортная зарплата гораздо выше средней (возмущаться тут будут разве что москвичи). Для американских городов все совсем иначе. Для комфортной жизни в обычном американском городишке необходимо зарабатывать как минимум $30 000 в год. Если вы нацелились на Нью-Йорк или Сан-Франциско, уверенно умножайте сумму минимум на три.  Аренда жилья стоит безумных денег, предстоят расходы на связь, страховку и прочее. Еда, может, и будет сравнительно недорогой, но вы ведь хотите питаться нормально, а не одной только пиццей. А значит, готовьтесь снова выкладывать деньги.

Страховка и налоги

В США всем нужна страховка. Даже если вы не желаете покупать, пойдите в клинику и узнайте, сколько будет стоить простая процедура. Услышав цену, вы сразу отправитесь за полисом. И чем больше услуг вы постараетесь охватить страховкой, тем дороже она будет стоить. И это, скорее всего, без стоматолога: не зря ведь все смеются, что из Америки летят лечить зубы на родину.

Еще одна строчка постоянных трат – налоги. Не платить их в США попросту нельзя. Во-первых, без этого не удастся подключить местных сотрудников. Во-вторых, депортация вас обратно на родину много времени не займет. Налоги в США ниже европейских, но все равно немаленькие: речь примерно о 20–25%. Бумажной волокиты меньше, чем в России, но если тут вы можете все организовать в собственной квартире, то в Штатах этого сделать не удастся.

Сотрудники

Как продолжение дорогой жизни и необходимости покупать страховку – ваши сотрудники. Вы можете привезти своих людей для  разработки и дизайна. Но если вам нужен маркетолог и продавец, это обязательно должны быть американцы. И здесь деньги начинают литься рекой. Если вы будете согласны получать первый год по $1500 в месяц и жить в квартире еще с шестерыми вашими друзьями-разработчиками, то американские сотрудники на такое не пойдут. Поверьте, их зарплаты будут в разы выше ваших, страховки лучше, а вдобавок – масса бонусов за хорошую работу.

По словам моего собеседника, ежемесячные расходы на развитие его стартапа в Нью-Йорке, Сан-Франциско и Пало-Альто (пока только в трех городах заключаются контракты с ресторанами) составляют около $75 000. Около 40% уходит на содержание всего четырех сотрудников: одного маркетолога и трех местных сейлзов. Все остальное идет на поддержку инфраструктуры и работу еще 8 человек, которые приехали в США и готовы работать на будущий успех.

Когда вам рассказывают, что в Штатах жить дорого, – это не шутки. И даже не по той причине, что вашим конкурентом за кадры всегда будет Apple или Facebook. Просто уровень жизни там совсем другой, и работать за гроши правильные специалисты не согласятся.

Реклама

А вот здесь начинается самое страшное. Медиа продвижение в Штатах обходится очень дорого. По словам моего собеседника, на выход в новый город им требуется как минимум $100 000. На первом этапе. А далее – постоянное подпитывание новой территории деньгами, которых нужно несчетное количество для налаживания работы. Реклама в Google AdWords стоит дороже (тут и далее сравнение с РФ), в YouTube дороже, в Facebook дороже. Все каналы продвижения стоят безумных денег. Еще один собеседник рассказал, что за три месяца потратил в Штатах на продвижение $200 000, которые ничего не дали. Затем вернулся к себе в город и на оставшиеся $20 000 проработал еще год. В итоге ему все-таки удалось построить компанию, близкую по выручке к $600 000.

Безусловно, при выборе правильной бизнес-модели и построении четкой стратегии развития потраченные деньги в итоге окупятся и вы будете зарабатывать. Но, планируя переезд в Соединенные Штаты, вы должны давать себе отчет: сколько денег в месяц необходимо тратить на поддержку проекта и хватит ли вам на это средств. Если да, дерзайте. Вот только до переезда желательно сесть и подумать, стоит ли овчинка выделки.