Оптимизировать управленческую деятельность можно, внедряя в организации инновационную корпоративную культуру. Корпоративная культура играет особую роль при управлении организацией, ведь она обеспечивает усиление человеческого фактора, способствует развитию и становлению творческого потенциала коллектива, побуждает руководство организации привлекать работников к процессу управления и поддерживать внедрение инновационных проектов, патентовать новые разработки продуктов или услуг. При таких условиях ключевое значение приобретает уровень коммуникативной компетентности руководителя.
В современной научной терминологии под коммуникативной компетентностью понимается уровень владения определенным комплексом навыков, средств, практик общения, которые позволяют эффективно решать управленческие задачи с помощью адекватных управленческих стратегий. Отметим, что понятие коммуникативной компетентности руководителя коррелирует с понятием медиакомпетентности, информационной, конфликтологической компетентности.
Необходимо акцентировать внимание на том, что высокий уровень коммуникативной компетентности руководителя реализуется через умение устанавливать субъект-субъектные отношения с коллегами. Современные требования к формированию конкурентоспособной организации обязывают руководство устанавливать партнерский уровень общения, ведь такое сотрудничество раскрывает новые возможности взаимодействия руководства и персонала, способствует созданию психологической атмосферы, положительно влияющей на оптимизацию деятельности работников, инициирует творческую активность подчиненных. Это обусловлено тем, что роль руководителя в работе коллектива уже не является доминирующей, следовательно, работник и руководитель могут на равных условиях продуцировать новые идеи, высказывать свои мысли, выполнять ответственные задачи и иметь доступ к принятию управленческих решений.
Коммуникативная компетентность руководителя непосредственно влияет на развитие инновационной корпоративной культуры, создает положительный корпоративный имидж. Именно поэтому высокий уровень коммуникативной компетентности руководителя дает возможность использовать весь арсенал коммуникативных навыков, которые проявляются в умении вести деловую беседу, переговоры, активно слушать партнера, быть интересным собеседником, создавать прогнозы конфликтологической ситуации в коллективе, организовывать коммуникативные сети. Все это необходимо в управленческой деятельности и позволяет быть компетентным руководителем.
Конфликтологическая составляющая является важным компонентом коммуникативной компетентности, навыки управления конфликтами формируют определенный уровень владения стратегиями диагностики конфликтов, решения конфликтных ситуаций. Поэтому коммуникативная компетентность включает умение руководителя решать конфликтные ситуации, избегать их дисфункциональных последствий, которые проявляются в неудовлетворенности персонала, росте текучести кадров, снижении производительности труда, потере управленческого и рабочего времени. Кроме того, необходимо отметить, что коммуникативная компетентность руководителя выступает системообразующим фактором в организации коммуникативных связей. Уровень коммуникативной компетентности руководителя непосредственно влияет на эффективность деятельности коллектива, на рост профессиональных качеств как руководителя, так и его подчиненных.
Таким образом, коммуникативная компетентность является необходимым компонентом профессионализма не только эффективного руководителя, но также и каждого работника, в обязанности которого входит общение с людьми. Итак, уровень коммуникативной компетентности руководителя влияет на уровень управленческой культуры и позволяет создавать современную и конкурентоспособную организационную культуру.