Оказывается, что наем стратегического консультанта может стать источником многочисленных страшилок в компании. Вы, конечно, можете подготовиться, прочитав заранее кучу литературы, но это также может и ввести в заблуждение: ведь если кандидат мастерски использует нужную терминологию, вы сразу же попадаете под его чары. Но что если его знания только терминологией и ограничиваются? Кто перед вами? Отличный специалист или просто теоретик с хорошей памятью?
Ожидания и реальность
Наем хорошего стратегического консультанта может быть затруднен из-за двух препятствий: бюджет и опыт. У стартапов нередко существуют проблемы сразу в обеих областях. Вы ищете консультанта в среднем ценовом диапазоне, но ожидаете от него навыков высокого уровня. И, конечно же, вопрос опыта. Многие специалисты по найму ошибочно считают, что найти маркетолога несложно. Как следствие, они не задают потенциальным стратегическим консультантам правильные вопросы, чтобы выяснить, действительно ли те подходят для такой работы.
Когда стратегический консалтинг начинает хромать
Одна из распространенных ошибок, с которыми я сталкивалась – это команда, не знающая толком, что она ищет. В этом случае любой кандидат может воздействовать на команду в своих интересах. Это как раз тот случай, когда стартаперов вводит в заблуждение теоретик, просто знающий основные термины и умеющий себя подать. Однако, когда дело доходит до практических проблем, он себя не оправдывает. Иногда может попасться и просто хороший менеджер, но ему будет не хватать четкого понимания того, что требуется для успеха стартапа. Итак, вам нужно подготовить свою команду, чтобы отделить зерна от плевел и принять правильное решение. Вы можете вооружиться следующими четырьмя стратегиями.
1. Попросите рекомендации
Во-первых, поговорите с другими стартаперами, топ-менеджерами и инвесторами. Возможно, они смогут порекомендовать вам кого-то действительно толкового. Во-вторых, как только вы соберете потенциальных консультантов, попросите у них рекомендации от их предыдущих клиентов. Позвоните этим клиентам и задайте им вопросы о стиле работы консультанта и его сильных и слабых сторонах. Это уже даст вам более-менее понятную картину о том, кого вы собираетесь нанять.
2. Встретьтесь сразу со всеми кандидатами
Когда вы встречаетесь с потенциальным консультантом с глазу на глаз, вы рискуете поддаться его влиянию и не сможете объективно изучить его опыт. Вместо этого соберите группу кандидатов, чтобы проверить их всех вместе. Вы даже можете привлечь со своей стороны и других специалистов, чтобы те выразили свое мнение.
3. Сосредоточьтесь на вопросе «как»
Любой кандидат может подготовить отличную презентацию или резюме, но чтобы найти опытного консультанта для вашего стартапа, вам нужно вникнуть в то, что делает его особенным. Спросите, как он решил проблему «X» для компании «Y», а затем проследите, как его навыки могут помочь вам. Убедитесь, понимает ли кандидат, какую работу он проделал, и почему его стратегия сработала. Не бойтесь задавать дотошные конкретные вопросы.
4. Установите четкие и понятные цели в первый же день
Если у вас нет четких целей, то вы вообще не готовы нанять консультанта. Цели помогают оценить ситуацию и успешность работы, и их нужно озвучивать в первый же день. Если вы знаете, что они достижимы, вы можете проанализировать свой прогресс, а затем подкорректировать эти цели. Именно на этом этапе вы уже способны понять, сработаетесь ли вы с консультантом, и оправдывает ли он ваши ожидания.
В конце концов, стратегические консультанты не такие уж и страшные монстры. Просто учитывайте свой недостаток опыта в ведении собеседований с людьми, претендующими на эту должность и проработайте этот момент заранее. Плюс не забывайте про свой ограниченный бюджет. В любом бизнесе бывают неприятные моменты, но при правильном подходе поиск консультанта не обязательно должен стать корпоративной страшилкой – это может оказаться и историей успеха.
Автор: Кристин Алемани (Christine Alemany), CEO компании Trailblaze Growth Advisors