Интервью с основателем стартапа DonorSearch Русланом Шекуровым

Руслан, у вас довольно нетипичный проект для сети Интернет – «DonorSearch» (Поиск доноров). Ваша команда выбрала действительно необычную для себя миссию – помощь в спасении жизни людей. У кого возникла эта идея?

Я, как основатель и идеолог проекта, еще будучи студентом занимался общественной деятельностью в рамках молодежного движения в Татарстане, одним из направлений было развитие донорства. В 2009 году, закончив вуз, выбрал науку и стал аспирантом, времени на общественную деятельность уже не хватало. Несмотря на это желание сделать мир лучше не покинуло меня.

Соцсеть «ВКонтакте» к тому времени еще сильнее интегрировалась в нашу жизнь, и летом 2010 года возникла идея, что социальные сети – это уже самая большая база доноров, нужно было лишь найти фильтр, который выделит из многомиллионной аудитории людей, готовых сдать кровь, когда попросят. Хотел сначала договориться с Павлом Дуровым, чтобы он ввел функцию «Группа крови» в анкете пользователей, но это не удалось. Тогда в ноябре 2010 года я основал сообщество, чтобы своими силами все реализовать.

Можете вкратце рассказать, как создавалась ваша команда? И какие изначально преследовались цели?

Изначально все основывалось на базе возможностей соцсети «ВКонтакте», я тогда был более наивен и верил, что все можно сделать и масштабировать с минимальными затратами. Однако все не так быстро шло, кто-то смеялся, кто-то говорил, что это не нужно, но были и те, кто верил в идею и потому помогал. Кто-то приходил и уходил, а кто-то оставался надолго.

Со временем стало понятно, что изменчивость соцсети сильно усложняет адаптацию поиска доноров по анкетам пользователей. Мой друг Виталий Архипов (соавтор технологической части проекта) предложил создать приложение «ВКонтакте», это было в феврале 2012 года, а потом мы поняли, что надо выходить за рамки одной соцсети, ведь проект международный и полностью рабочий в любой стране. Так было решено создать сайт donorsearch.ru, которым занялся Виталий с супругой. Ему это интересно прежде всего как необычное, уникальное IT-решение офлайн-задачи.

Роман Карпов придумал логотип и дизайн сайта, так как профессионально занимается этим. Анастасия Сутягина занимается молодежкой в Краснодарском крае, и ей приятно участвовать в таком большом проекте, Антон Болгов – почти почетный донор, наш консультант по всем вопросам донорства, знает о проблеме не понаслышке и потому оценил значимость проекта и также помогает нам. Это лишь некоторые члены нашей команды.

Сам я добиваюсь того, чтобы начатое дело принесло плоды, я вижу, что идея не просто рабочая, а уникальная и полезная обществу. Знаю, как довести ее до совершенства и что сделать, потому и цель моя – довести проект до логической автономности. Найти финансирование на небольшой штат для поддержки ресурса.

Для вас и вашей команды это работа или хобби?

Для нас всех это изначально было лишь хобби, но за три года ведения проекта стало понятно, что на хобби мы далеко не продвинемся, потому сейчас это как стартап без коммерциализации, потому мы ищем не инвестиции, а спонсоров, как социально ответственный бизнес.

Чтобы создать любой проект, необходим первоначальный капитал. Ваша команда вкладывала свои средства или у вас были (или есть) партнеры (инвесторы)?

Мы участвуем во всех грантах, но в государственных ни разу не удалось ничего получить, лишь единожды 25 тысяч в республиканском гранте по добровольчеству. И мне даже неловко, что участниками были добровольческие сельские объединения, для которых эта сумма была действительно значимой для реализации местных проектов. Для DonorSearch это маленькая сумма, так как мы пытаемся сделать проект масштабным, то есть международным. Также мы выиграли грант на 60 тысяч в поддержку создания сайта на ТЕСТ-КАМП Поволжье. В декабре 2012-го мы запустили сайт, это позволило уже усилить заявку на стартфелловс в марте 2013-го.

Команда DonorSearch – это единомышленники или ребята работают за зарплату?

Сейчас у нас нет финансирования, чтобы нанимать штат. Все, кто нам помогают, – это добровольцы, по сути, как и мы с Виталием. Разумеется, мы надеемся найти финансирование, чтобы покрывать расходы на проект и иметь возможность получать финансовое обеспечение для развития проекта, а также поощрять всех, кто нам помогает. К сожалению, формат народной поддержки с краудфандингом совершенно не работает в нашем случае, люди в основном любят помогать детям, животным, и чем болезненнее и жалобнее картинка, тем охотнее предоставляется помощь. В общем-то, это можно понять. В нашем же случае мы создаем сервис по мотивации доноров сдавать кровь, а не спасаем людей напрямую.

Сколько уже существует проект?

Запуск проекта состоялся 2 ноября 2010 года, а сайт существует с 17 декабря 2013 года.

Многие боятся сдавать кровь. Если вы видите, что потенциальный донор боится и не решается пройти обследование или все никак не дойдет до станции переливания крови, команда подталкивает его к решающим действиям или вы держите полный нейтралитет и только наблюдаете за порядком на проекте?

Хочу отметить, что мы не принимаем никакого участия в процессе сбора, хранения и обработки крови. Миссия проекта – как раз мотивирование людей становиться донорами или возвращаться к донорству. Несмотря на активную рекламу службы крови, а также совместных многочисленных донорских дней вместе с НКО и инициативными группами, проблема нехватки доноров еще не решена. Это связано с тем, что на интересные и масштабные донорские акции приходят первичные и/или нерегулярные доноры, и более 80% таких людей сдают повторно кровь в лучшем случае на следующей подобной донорской акции.

DonorSearch.ru приводит на кровосдачи первичных и возвращает нерегулярных доноров, тем самым увеличивая общее число кровосдач по стране. В базе проекта регистрируются люди, уже потенциально готовые сдавать свою кровь. Почему они просто не сдают – это уже отдельный вопрос. Чувствовать себя чьим-то героем очень важно, и когда от системы приходит уведомление, что нужна кровь, а сроки для сдачи удобные, донор принимает решение, если не с первого раза то в последующем. При этом система автономно рассылает уведомления подходящим донорам, мы  только следим за стабильностью системы и работаем над ее улучшением, оптимизацией, добавлением функций, а другие ребята занимаются пиар-развитием в соцсетях.

Руслан, вы и ваша команда сдаете сами кровь? Если да, то обычно в каких случаях?

Я сам уже не могу сдавать, у Виталия тоже абсолютное ограничение, Роман Карпов сдает, не дожидаясь, когда его попросят, Антон Болгов тоже. (Без ущерба для здоровья можно сдавать кровь 4–5 раз в год. – Примечание редакции.)

DonorSearch2.jpg

Вы ищете волонтеров или добровольцы сами предлагают свою помощь

Раньше всех приходилось искать самостоятельно. Сейчас ребята сами появляются в проекте и предлагают свою помощь, но у нас все равно недостаточно сил, чтобы охватить все позиции для устойчивого развития.

Казалось бы, что может быть ценнее жизни, но находятся люди, которые ищут наживы – горе других используют в своих собственных целях. Как вы отслеживаете мошенников?

Мошенничество в основном – это спам-рассылки. Не знаю, зачем это надо, но вирусность сообщений доходит просто до абсурда. У нас есть база мошеннических номеров, которые в случае обнаружения волонтеры помечают как спам, тогда мы отправляем пользователям уведомление с информацией, что данное сообщение не настоящее. А далее пользователь уже сам решает, оставить его или нет. В любом случае благодаря нашей деятельности значительное число людей узнали о таком неприятном факте. Потому мы культивируем запись просьб с четкими данными, в каком городе, в какой больнице, на чье имя сдавать и, главное, до какого срока данная просьба актуальна.

Как вы думаете, почему же люди становятся донорами?

Думаю, все-таки в первую очередь из благих побуждений. Донорство – это как социальная ответственность гражданина, оно не отнимает много времени, позволяет следить за своим здоровьем: отслеживать уровень гемоглобина, отсутствие заболеваний и так далее. Или это просто как касса взаимопомощи, но не финансовой – сегодня ты сдашь кровь, а завтра, может, тебе или твоим близким понадобится кровь.

Руслан, поделитесь своими планами на будущее, связанными с проектом.

Будущее проекта – это создание универсального ресурса для доноров как минимум по СНГ, но вообще не ограниченного ничем и по другим странам, чтобы доноры могли вести учет кровосдач. При возможности спонсоры и мы будем мотивировать их и поощрять, а донорам, сдающим кровь нерегулярно или еще только начинающим, мы будем присылать уведомления о просьбах, о поиске людей. То есть нет смысла приводить на кровосдачу того донора, кто сдает сам и без просьб, в этом смысле система анализирует частоту кровосдач донора и исходя из активности доноров определяет очередность уведомления, учитывая также геолокационные данные (актуально для больших городов, чтобы не гонять доноров с севера на юг и так далее).

В целом, идей и задумок еще много, какие-то приживутся, от каких-то откажемся. Суть в том, что мы создаем уникальный сервис, а не копируем какой-то аналог. Наоборот, нас пытаются копировать, что, конечно, печально, все-таки первичная цель проекта – это увеличение кровосдач в регионах. Сейчас 2% населения сдают кровь, а надо чтобы не менее 4%. Если мы поднимем этот уровень хотя бы на полпроцента – это будет успех!