Когда вы находитесь на раннем этапе запуска своего стартапа и пребываете в поисках бизнес-модели, на которую вы выделите свои ресурсы, то ваш выбор будет определять, насколько быстро вы достигнете прибыльности. Конечно, путь к прибыльности зависит от типа бизнеса, который вы хотите построить, и от отрасли, в которой вы работаете, но в любом случае вам обязательно следует учитывать три момента.
1. Привлеките соучредителя с дополнительными навыками
Если вы не можете найти специалиста, чьи сильные стороны уравновешивают ваши слабые стороны, вы в конечном итоге потратите больше денег, чем можете себе позволить, но и в этом случае результат вам не гарантирован. Выход? Найдите себе узкоспециализированного соучредителя. Например, если вы программист со слабыми знаниями маркетинга, привлеките в соучредители маркетолога. Другими словами, если у вас есть на примете кто-то с дополнительными, но столь нужными вам навыками, то поставьте этого человека возглавлять определенное направление в вашем стартапе на правах именно соучредителя. Речь идет о том, чтобы все ваши тылы были прикрыты, а команда полностью укомплектована.
2. Создайте бизнес, финансируемый клиентом
Специалисты часто высказываются в пользу разработки бизнес-модели, которая побуждает ваших клиентов платить вам авансом. В этом случае вы можете использовать полученные доходы для финансирования разработки вашего продукта. Примером модели, финансируемой заказчиком, является модель «услуги-продукт». Допустим, вы бухгалтер, желающий создать бухгалтерское программное обеспечение – тогда вы можете попутно предлагать услуги по бухгалтерскому учету и программному консалтингу для финансирования разработки вашей платформы.
Другим примером бизнес-модели, финансируемой заказчиком, является модель подписки, где пользователям нужно заплатить авансом за доступ к продукту. Или модель дефицита, когда компании рекламируют продукты с лимитированным тиражом и собирают платежи от клиентов заранее, то есть до того, как товары будут изготовлены и доставлены.
3. Сначала завоевывайте небольшие рынки
Многие стартапы делают ошибку, когда слишком рано нацеливаются на крупный рынок. Это не значит, что у вас не может быть глобального видения, просто обратите внимание, что ряд известных технологических компаний добились успеха поэтапно завоевывая небольшие рынки и ориентируясь на узкие сегменты клиентов. Примером этого является PayPal, который на первых порах ориентировался на пользователей eBay. Facebook, который сначала завоевывал студентов Гарвардского университета. Airbnb, который запустился только в Сан-Франциско и лишь потом начал охватывать другие города. Прежде всего, эта стратегия позволяет протестировать рынок. Причина ее эффективности в том, что поначалу дешевле и проще решить какую-то насущную проблему для небольшого сегмента клиентов, чем пытаться захватить и восхитить крупный рынок.
Одной из распространенных вещей, убивающей стартапы, особенно с онлайн-бизнесом, является отказ от взаимодействия. Если вы не можете выстроить надежное и уверенное взаимодействие между двумя сторонами на платформе, то замысел провалится. Например, вы не раскрутите портал по недвижимости без каких-либо объектов этой самой недвижимости. Но когда вы небольшой стартап и не располагаете ресурсами для захвата всего рынка, вы можете вместо этого начать с одного района в одном городе и далее расширяться. Ваши самые ценные клиенты всегда будут на нишевом рынке, и ваше первоначальное доминирование на небольших рынках обеспечит вам гораздо большую клиентскую базу, узнаваемость и популярность.