Вы наверняка мечтаете о том дне, когда ваш стартап будет уверенно стоять на ногах, а вы сможете облегченно выдохнуть. Итак, вы разработали продукт, нашли свою рыночную нишу и стремитесь к получению прибыли. Запуск стартапа – это практически то же самое, что рождение и воспитание ребенка. Если вы хотите, чтобы он стал самостоятельным и вступил во взрослую жизнь, нужно приложить немало усилий.
Кроме того, много непредвиденных событий может произойти в период между рождением идеи и началом роста бизнеса, следовательно, будьте готовы к тому, что ваша компания или продукт в результате окажутся не совсем тем, что вы себе представляли вначале. По мере развития, созревания и взросления вашего бизнеса вы, как «родитель», должны будете в буквальном смысле за руку провести его через все взлеты и падения. А для того чтобы стать успешным родителем, гордящимся своим чадом, примите к сведению следующие шесть «экономически-педагогических» советов.
1. Всегда ставьте себе цели: краткосрочные и долгосрочные
Если вы планируете получить конкретные результаты к определенной дате, начните работать именно на эти результаты. Для этого определите для себя, что вы должны сделать, чтобы достичь этих долгосрочных целей. Затем расставьте приоритеты касательно наиболее важных целей. Представьте себе, иногда вы можете даже перевыполнить план, а потому будьте готовы к разработке новой схемы дальнейших действий. Досрочное достижение поставленных целей – это нормально, особенно если вы умеете строить реально выполнимые планы на будущее.
2. Изучите структуру затрат вашего бизнеса
Анализируйте свое финансовое состояние на регулярной основе. Это поможет вам постоянно мониторить «здоровье» вашего бизнеса. Какие ваши переменные и непредвиденные затраты? А каковы постоянные затраты? Есть ли у вас конкретная структура установленных расходов? И, наконец, самое главное: является ли ваша бизнес-модель устойчивой и экономически оправданной?
3. Выясните влияние (эффект) вашей продукции или услуг
Посмотрите на свой стартап и спросите себя, действительно ли ваш продукт улучшает и облегчает жизнь его пользователей. Установите обратную связь с потребителями, чтобы узнать, как они взаимодействуют с вашей продукцией или услугами, и на основе полученной информации постоянно улучшайте качество обслуживания клиентов. Сравните ваше влияние на потребителей с влиянием ваших конкурентов. Что вы можете предпринять для того, чтобы сделать ваше предложение еще более ценным в долгосрочной перспективе?
4. Делегируйте задачи своим сотрудникам
В самом начале основатели компании-стартапа обычно выполняют массу задач самостоятельно, фактически занимая сразу несколько должностей со всеми их рабочими обязанностями. Однако по мере роста и развития стартапа вам придется нанимать специалистов для выполнения этих задач. Кстати, будьте готовы отказаться от тотального контроля над их выполнением. Иначе зачем вам нанимать таких специалистов?
5. Будьте реалистом
Подумайте логически о том, куда и в каком направлении движется ваш стартап. Где вы хотите оказаться через шесть месяцев? А как насчет одного года? Пяти лет? Если ваша компания движется в другом направлении, чем предполагалось первоначально, вам нужно самому адаптироваться под ваш бизнес, а не наоборот.
6. Будьте готовы к росту
Конечно, рост и развитие – это не те процессы, которые происходят в одночасье, однако вы должны подготовиться к ним заранее. Разработайте организационную структуру для вашего бизнеса, определите типы специалистов, которые нужны для этой структуры, и четко установите, кто и за что несет личную ответственность.
Отнеситесь к компании-стартапу и ее взращиванию как к собственному ребенку. Помогите стартапу развивать свою личность, цели и идеи. Когда ваш бизнес дорастет до подросткового или юношеского возраста и начнет диктовать вам, куда он должен двигаться дальше, вы сможете превратиться практически в стороннего наблюдателя. Как в жизни детей, так и в жизни стартапа – теперь вы уже наставник, а не лидер и безоговорочный авторитет. Ваше чадо выросло и практически научилось самостоятельно выживать в мире бизнеса. Это победа успешного родителя, который отдал столько времени, нервов и сил, для того чтобы родить, вынянчить, воспитать и поставить на ноги.