После нескольких месяцев работы на одном месте к окружающим начинаешь привыкать все больше и больше. Особенно если ты руководитель стартапа и запускаешь проект с нуля, набрав команду. Начинаешь шутить, перекидываться фразами, рассказывать о домашних делах. Окружающие люди постепенно становятся второй семьей, и порой даже кажется, что с этими людьми ты дружишь много лет. И тем не менее это не так.
На рабочем месте с тобой находятся коллеги. Внешний же мир для стартапера – менторы, инвесторы и полезные знакомства, или, как это сейчас принято называть, «нетворкинг». Люди обеих категорий в современных реалиях кажутся максимально простыми, открытыми и дружелюбными. И вместе с тем в общении с ними необходимо придерживаться некоторых правил. Мы собрали главные.
Держи уровень
Одним из смертных грехов руководителя многие считают выход на один уровень с подчиненными. Речь о том, чтобы каждый вечер ходить с ними пить пиво, угощать их раз в месяц за свой счет и вести себя так, словно ты вовсе не начальник. В результате в один момент репутация может испариться, и, когда задание будет провалено, вы услышите только: «Дружище, не парься. Как-нибудь сделаем». Очевидно, что «как-нибудь» вас не устроит, иначе новых заказчиков больше не будет. А орать на человека, с которым ты вчера сидел до ночи в клубе, неудобно.
Ситуация номер два. Во время ужина с главой фонда, у которого не планировали просить денег, говорили о проблемах в семье. Вроде ничего страшного, но, когда финансирование понадобится, он денег не даст: кто знает, возможно, у вас из-за разрыва с женой в личной жизни начнутся проблемы, что поведет за собой промахи на работе. Вы останетесь без денег, если не сумеете доказать, что все уже наладилось.
Каждая из ситуаций вполне реальна и показывает один важный момент: оставайтесь на своем уровне. С сотрудниками необходимо быть дружелюбным, но не другом. С инвестором – искренним, но только в плане работы и бизнеса. Выпивать лучше всего с друзьями детства, говорить о проблемах – напрямую с их источником. Не выносите на публику то, чему там не место.
Следите за языком
Во-первых, будучи руководителем, не позволяйте себе использовать нецензурную лексику. Особенно это касается сложных ситуаций, когда шальное словечко так и норовит соскочить с языка. Многим людям неприятно слышать подобные высказывания ни в свою сторону, ни в целом. И если вы оправдываете себя тем, что живете в России и здесь так все делают, то глубоко ошибаетесь. Подобное указывает на отсутствие культуры, к тому же себя необходимо держать в руках. Хотите показать свое недовольство, используйте литературный язык и всевозможные его приемы. Это, как минимум, будет звучать изящнее.
Во-вторых, не пытайтесь говорить так, как вам не свойственно, и ориентируйтесь по ситуации. К примеру, вы успешный стартапер и приехали прочесть лекцию студентам. Обилие специальной терминологии сделает вас «крутым» в глазах одного из группы, который все поймет. Но для остальных это будет потраченное время. А вот при разговоре с коллегами, менторами или инвесторами попытайтесь избежать слов-паразитов, долгих объяснений или предысторий. Говорите четко и по сути.
Следите за мыслями
Один из руководителей славился умением быстро забывать прошлые разговоры и, что еще хуже, частенько бросал слова на ветер. Сегодня у него одно мнение, а назавтра – противоположное. Правда, о последнем он часто забывал сообщать персоналу, и в дурацком положении оказывались все, кроме него.
Вполне возможно, что такое случалось из-за большого объема работы, который сваливался на него, поскольку на простофилю он похож не был. Впрочем, последнее на самом деле не важно: руководитель должен четко следить за сказанным, пусть даже в голове дует сильный ветер. Не можете запомнить, записывайте в блокнот или на стикеры. Человек, который не может держать слово или даже просто его запомнить, сильно раздражает.
Это же касается общения с инвесторами. Нужно быть собранным, знать последние актуальные цифры, касающиеся стартапа, быть в курсе всех событий. Конечно, никто не требует знаний обо всем в мире, но передовые тренды и своих ближайших конкурентов замечать нужно всегда. В противном случае на одних шутках и красивой улыбке выехать не удастся. Люди ценят профессионализм.
Неряшливый вид
Не любите костюмы, не носите их. Но футболка, джинсы и толстовка должны быть выглаженными, а обувь чистой. В любом коллективе выглядеть необходимо презентабельно. Ведь, как известно, встречают действительно по одежке. И еще: одежда не обязательно должна быть дорогой, она должна быть чистой. Нельзя допускать и того, чтобы на голове вместо волос было птичье гнездо, борода до пола, а под ногтями грязь. Сегодня есть масса заведений, которые за доступные деньги позволят быстро привести свой внешний вид в порядок.
Сюда же стоит отнести нежелание соблюдать дресс-код. Если на мероприятие просят надеть рубашку, то явно речь не о гавайской. Вам может показаться, что вы Марк Цукерберг и прийти в халате будет забавным. Отбросьте дурную мысль. Когда о форме одежды не сообщают, приходите хоть в сандалиях. Но если black tie, то для всех гостей вечера.
Держите себя в руках
Кто бы ни был вашим коллегой, сотрудником или собеседником, вытаращивать на него глаза неприлично. Подобное смущает человека, а вас делает невеждой. Особенно это касается случаев, когда мужчина смотрит на женскую грудь во время разговора или поворачивается посмотреть на попу. Поверьте, со стороны это выглядит ужасно некрасиво, а слухи о том, «как начальник заглядывался на новую стажерку», могут подорвать ваш авторитет в стартапе.
То же касается и повышенного оптимизма или депрессии. Эмоции можно выплеснуть в момент победы или поражения. Но работать лучше всего в спокойной атмосфере, заряженной стремлением хорошо выполнить поставленную задачу. Постоянные негативные или позитивные эмоции собьют поток мыслей человека и могут негативно отразиться на его работоспособности.
Будьте примером
Многие из нас любят рассказывать, как и что нужно делать, требуя этого от других. Руководители запрещают носить на работу шорты, просят коллег не материться, а от инвесторов требуют внимания и уважения. Если это ваша реальность, то у нас плохие новости: вам точно так же нельзя носить шорты, нужно забыть о бранной речи и всегда находить время для людей, которые вложили деньги в развитие бизнеса. У меня подобный пример был. На одной из подработок начальник действительно запретил летом приходить на работу в шортах. В брюках было не так удобно. Но как бы высоко ни поднималась температура, он сам всегда был в брюках и тенниске. В итоге за все лето я ни разу так и не надел шорты. Как и он. Будьте примером правильного поведения, и вокруг вас все будут вести себя схожим образом.