В прошлом году один мой знакомый стартапер с весьма неплохим прибыльным проектом привлек дополнительные $1.3 млн. По его словам, деньги потребовались на быстрое развитие. Собственных средств на экспансию в две новые страны (стартап локализуется под каждый новый регион) не хватало, деньги требовались как раз для роста.
Средства удалось собрать с помощью целого ряда бизнес-ангелов и стартап-инкубатора, в котором команда прошла программу акселерации. Как уверяет предприниматель, для него это было отличным вариантом: деньги он получил не от настоящего фонда, а от таких же предпринимателей, только с опытом побольше. А в качестве приятного бонуса все они готовы помогать стартапу в развитии не только финансами, но и знаниями.
В ходе беседы удалось выяснить, что $1.3 млн, которые привлечены для развития бизнеса, – это, конечно, хорошо. Но компетенция старших коллег – не менее важный фактор, который помог в привлечении средств. «Мне важны знания людей, у которых получилось», – рассказал собеседник. И, по его словам, этот опыт как раз должен стать требованием номер два к той сумме, что в вас инвестируют. Я попросил его рассказать, чего именно помимо денег он ждет от своих инвесторов. Полный список ниже.
Акселератор. Подав заявку на участие в TechStars Берлин, команда четко понимала: 20 000 евро (которые потом превратились в 120 000) хватит лишь на нормальное проживание команды в городе. На эти деньги сильно не вырастешь. Другое дело, что на протяжении трех месяцев ты получаешь доступ к большому количеству знаний от менторов. Их задача – делиться опытом. И вы, как губка, должны все эти знания впитывать, задавать вопросы и требовать объяснить детальнее, если чего-то не понимаете.
Второй аспект – общение. Ваш стартап ведь не единственный в наборе. Знакомьтесь с другими стартаперами, спрашивайте у них совета, делитесь своим опытом и изучайте их опыт. А главное, ведь никогда не знаешь, у кого стартап в итоге взлетит. Возможно, вам удастся взять контакты следующего Билла Гейтса, кто знает.
Smart money. Таким термином инвесторы часто называют небольшую сумму при инвестировании, объясняя, что помогают не столько финансово, сколько как раз своим опытом. В этом есть доля правды. Зачастую молодые предприниматели не слишком много опыта имеют именно в предпринимательстве. У ребят отличные идеи, неплохая команда, но как сделать из идеи бизнес – иногда понять трудно. Хороший инвестор не только подскажет, как выйти из ступора, но и поможет с ответом на вопрос, как наладить все бизнес-процессы для нормальной работы.
В случае моего собеседника, у которого бизнес уже работает, компетенция инвесторов требовалась в другом – в налаживании полноценной экспансии проекта на другие страны. Процесс не прост – много юридических нюансов, маркетинговых проволочек. Да и стартап в один момент вырос с 12 человек до 24, а потом и до 35. Нужно организовать всех этих людей и сделать так, чтобы они работали эффективно.
В этом часто могут пригодиться контакты инвесторов. У них есть широкий круг знакомых, которые могут по рекомендации пойти работать к вам на одну из руководящих должностей. Например, на место директора по маркетингу: весьма непростая позиция, если вы вдруг пожелаете вырастить человека с нуля. Поверьте, в некоторых случаях обычный LinkedIn вам не поможет. Необходимо знать людей и иметь с ними хорошие деловые отношения. В непроверенный стартап, который не имеет рекомендаций, работать никто не пойдет.
Другие проекты. У инвесторов зачастую не один инвестиционный проект, а несколько. Причем все в разных направлениях. Этим необходимо пользоваться. Например, инвестором в нашем конкретном случае выступает владелец компании, которая занимается глобальным маркетингом для проектов из СНГ. Понятно, что этот бизнес будет работать на благо развития стартапа. Если не бесплатно, то с хорошей скидкой. Этим можно и нужно пользоваться.
Место. Немаловажный плюс – у инвесторов зачастую есть большие, хорошо обустроенные офисы. И маленьким стартапам они охотно предоставляют место в своих помещениях. Бесплатно. На начальном этапе развития проекта это может существенно сэкономить средства. Например, одно постоянное рабочее место в Москве в коворкинге будет стоить около 15 тысяч рублей. Без переговорной комнаты. Неплохая квартира с парой рабочих столов – тоже 60–70 тысяч рублей. Благодаря бесплатному помещению инвестора стартапер может экономить до $1000 ежемесячно, а деньги инвестировать во что-то более нужное.
Куда тратить. Зачастую вы говорите инвестору, для чего берете деньги. И в 99% случаях это рост команды и масштабирование на новые рынки. Но не стоит думать, что все так просто. Выход на рынок Колумбии стоит в миллиард раз дешевле присутствия в США. Но если амбиции слепят глаза, это трудно понять. «Холодный душ» от инвестора и пара дельных советов могут спасти от роковой ошибки. Не забывайте об этом.