В глобальном мире сложно переоценить значение систем доставки товаров и логистических систем в экономическом кругообороте. Товар, произведенный на заводе в Китае, через месяц лежит на полке магазина где-нибудь в центральной Европе. Для того, чтобы это получилось, в цепочке движения товара обязательно должна быть специализированная логистическая компания – провайдер 3PL-услуг, или в составе производственного холдинга свой логистический департамент с распределительными центрами, разбросанными по миру.
Скорости доставки поражают воображение даже сейчас, но давайте посмотрим, как их можно еще сократить за счет применения новых блокчейн-технологий, которые ворвались в нашу жизнь в последние годы. Компания Worldcore, один из самых успешных европейских финансовых стартапов 2017 года, представила в своем исследовании различные способы использования блокчейна для контроля перевозок и сокращения транспортных издержек компаний.
«Основная проблема современных интермодальных перевозок в логистике, помимо технического аспекта работы транспорта, – это снабжение информацией о грузе и его движении провайдеров логистических услуг и клиентов, — говорит о сложностях функционирования логистического департамента руководитель и учредитель Worldcore Алексей Насонов, — Базы данных о движении товара не стандартизированы, принадлежат отдельным компаниям, пополняются не очень оперативно. Каждый, кто сталкивался, например, с работой почтовой службы – исторически самым первым провайдером логистических услуг – понимает, о чем я говорю».
Почтовые сервисы, действительно, работают не сверхоперативно во всем мире, но самые сложности начинаются тогда, когда приходится в цепочке доставки использовать несколько почтовых сервисов разных стран, в которых отсутствует сквозная индексация транспортируемого товара. Например, так работают самые дешевые сервисы 3PL с Алиэкспресса, которые доставляют товар без растаможки, как транзитный, в дешевые почтовые службы мира (для России это почты стран Балтии, Финляндия, Монголия), где под иным внутренним номером он уходит адресату, иногда даже без отслеживаемого трека.
Аналитики Worldcore увидели три различных способа более эффективно контролировать товарные потоки с помощью новых блокчейн-технологии.
Первый – это более эффективное управление парком транспорта при помощи блокчейна. Регистрация, сюрвейерские услуги и страхование, отслеживание флота, и т.п. Для автотранспорта это подробно освещалось в статье Алексея Насонова «Как блокчейн изменит автоиндустрию». Большинство предложений справедливо и для других видов транспорта. Уже состоявшиеся ICO в направлении управления парком транспорта – Oaken, FOAM, Tesloop, HELBIZ, DACSEE, Geeba.
Второй, и самый очевидный, – это отслеживание товара по уникальному номеру или коду. Нюансом может здесь быть генерация уникального кода как номера кошелька одного из блокчейнов, к которому привязывается вся логистическая информация. Номер кошелька является уникальным, несмотря на то что его генерирует оффлайн-алгоритм без привязки к самому блокчейну.
И здесь есть несколько примеров организованных ICO:
- ShipChain – декларируемый трекинг от цеха или грядки прямо до дома,
- Smart Containers – создание спецконтейнеров для деликатных грузов, которые отчитываются перед поставщиком и покупателем сами,
- OEL Foundation – управление дорожными перевозками при помощи разрабатываемой экосистемы.
Третий – организация децентрализованной биржи перевозчиков. В каждой стране, в каждом городе существует биржи или маркетплейсы перевозчиков, где они находят основных или сопутствующих клиентов. Для России основными биржами являются ati.su, cargomart.ru, trans.eu, cargopedia.ru. Для частных лиц и разовых перевозок – как ни странно, тот же avito.ru.
Сюда же включаются управление перевозками, включая гарантии оплаты и раскрытие внебанковских аккредитивов при помощи смартконтрактов.
- Биржа морских перевозок – shipnext.io, BitNautic
- Tracoin – маркетинговые мароприятия и стимулирование предложения на рынке логистических услуг, плюс экосистема расчетов
- Экосистема воздушной доставки — AirChain
Отдельным примером идут, например, такие проекты, как CargoCoin и IMMLA – это объединения служб трекинга товара с биржей перевозчиков и экосистемы платежей за перевозку при помощи смартконтрактов с использованием криптовалюты.
«В мировом ВВП по данным Всемирного банка около 13% занимают затраты на логистику и грузоперевозки, — подытоживает Алексей Насонов, — даже простейшая система управления перевозками, не говоря про сложные экосистемы оплаты и контроля, которые предлагают некоторые ICO, экономит 20-30% от затрат на доставку».
Экосистемы же, которые предлагает блокчейн, могут вместо одного крупного провайдера предложить несколько 3PL-компаний, объединенных смартконтрактом в единую систему оплаты доставки, страховки и трекинга по всему миру, что позволит использовать логистических микропровайдеров, наиболее эффективных в своей области или географии услуг. По мнению экспертов, именно такие логистические системы и будут работать в обозримом будущем.