Существует мнение, что после получения крупных инвестиций CEO проектов забывают о самом проекте и начинают наслаждаться жизнью. Деньги есть – самое время отправиться в салон и приобрести новенький Mercedes S-класса, а затем уехать на курорт и напрочь забыть обо всех заботах. Многие, собственно, ради этого и пытаются найти инвестиции, чтобы сделать свою жизнь похожей на сказку.
Мы провели небольшой опрос основателей стартапов, которые пояснили, почему такая мечта не имеет права на существование и почему бежать в салон Ferrari не стоит на следующий день после подписания договора о получении инвестиций.
Все дело в том, что просто так деньги никто не дает. Даже если верить информации о том, что в Израиле и США инвесторы становятся в очередь, чтобы дать денег, все равно никто не спешит покупать виллы, золото и автомобили. За расходованием денег следят те, кто их дал. Они заинтересованы в том, чтобы их тратили по назначению. Ведь именно для этого инвестиции и привлекают.
Обычно инвестиции предоставляют для развития проекта. Деньги нужны на оплату рекламы, разработку маркетинговой стратегии, наем нового персонала и, возможно, открытие нового офиса. Пол Грэм, основатель акселератора Y Combinator, не раз говорил: стартап должен расти, и очень быстро. Зачастую этого удается достичь увеличением количества сотрудников, которые помогают набирать обороты за счет масштабности.
Опытные инвесторы дают деньги под конкретные обязательства. Взять деньги и прийти через год без результата нельзя. Все происходит следующим образом. Стартап берет деньги и обязуется каждый квартал показывать рост на оговоренное количество процентов. Если этого делать не удается, инвесторы и руководство стартапа садятся за стол переговоров и обсуждают, что можно изменить или улучшить. Есть полная проверка того, куда ушли инвестиции.
Зачастую для того, чтобы себя обезопасить, инвесторы не дают всей суммы сразу. Часть денег отдается на каждом этапе, и если стартап полностью проваливает свои обязательства, следующего транша ждать не стоит. В том случае, если все идет по плану, деньги будут и далее переводиться на счет стартапа.
В связи с трепетным отношением инвесторов к своим деньгам они не позволят инвестировать их в личное средство передвижения. Особенно если речь идет о дорогом люксовом автомобиле. Это станет поводом для появления массы негативных отзывов в прессе, среди инвесторов и в итоге плохо отразится на имидже. Марк Цукерберг заказал себе первый дорогой автомобиль уже после того, как Facebook вышел на IPO и перестал быть стартапом.
Совершать дорогую покупку будет правильно в случае, если руководитель стартапа получает официальный бонус за достижение определенных результатов. Подобные прецеденты случаются, если их оговорить в контракте с инвестором. В таком случае между сторонами не будет недоговоренностей, и стартапер сможет без проблем использовать свое люксовое авто. Поэтому, если получили $200 000, не спешите открывать сайты с дорогими автомобилями: все до последнего цента уйдет на развитие.