Домой Новости Инвестиции Как инвесторы находят проекты?

Как инвесторы находят проекты?

В редакции мне дали непростое задание – описать, как происходит процесс инвестирования в стартап. Осветить нужно было все от А до Я: начиная с поисков проекта и заканчивая экзитом и получением фонда прибыли. Практически весь процесс, как и ожидалось, похож на стандартный бизнес. Нашел, где дешевле, купил согласно законам страны (или с использованием некоторых лазеек) и продал подороже. Profit, как сегодня любят говорить.

Самым же интересным этапом во всем этом оказался поиск самих проектов. Как найти стартап, в который ты готов инвестировать десятки, сотни или даже миллионы долларов? Оказалось, что за этим стоит огромная работа. И зачастую действительно качественные проекты еще нужно хорошенько поискать.

«Не помню ни одного случая, когда бы обратили внимание на стартап, приславший заявку через сайт», – рассказал мне управляющий партнер одного из российских фондов. У каждого фонда на сайте есть форма заявки на рассмотрение проекта. Но, как показывает практика, туда попадает информация только от скучных проектов, без уникальной идеи и потенциала развития. «Хорошие сделки необходимо искать», – добавил тот же собеседник. Где именно искать?

Зачастую информацию обо всех потенциально успешных стартапах имеют несколько старожилов рынка и экспертов. И первые, и вторые отлично знают всех игроков, много общаются с иностранными и местными предпринимателями и фондами, могут прикинуть выручку стартапов и оценить их возможность для роста. Поскольку они постоянно находятся в общении с рынком, то первыми узнают о проектах, которые начинают получать живые деньги, требуют инвестиций или показали потрясающий рост в последние три месяца.

Эти же старожилы/эксперты при попытке инвестирования средств в интересный проект создают синдикат с другими фондами для разделения рисков и инвестирования более крупных сумм. Задача управляющих партнеров фонда – попасть в этот синдикат.

На Западе с этим особенно сложно, тем более если средств не очень много. При каждой попытке инвестировать в Uber набирается несколько десятков желающих, но только избранные получают от лидирующих инвесторов право на мизерную долю. Хотя со временем и она может превратиться в полный мешок денег. Это своего рода «закрытый» клуб, и попасть в него нелегко.

Как минимум, тебя никто туда не пригласит, если у тебя нет интересных проектов, хорошего опыта и знаний. Не важно, есть ли у вас $100 млн. Гораздо важнее уметь найти общий язык с основными инвесторами. И тогда достаточно будет и $10 млн. Чтобы повысить авторитет, необходимо много путешествовать по конференциям, иметь пару профинансированных проектов (желательно успешных, хотя бы один), выступать с докладами и иметь хорошую репутацию. Еще один способ – сотрудничать с инкубаторами. Во-первых, присылаете им на рассмотрение интересные проекты для прохождения программы акселерации. Во-вторых, регулярно принимаете участие в демоднях и читаете лекции. Это расширяет нетворкинг, повышает экспертизу и добавляет авторитета в глазах других.

Задача хорошего управляющего партнера фонда – самому стать старожилом рынка или экспертом. Тогда информация о правильных проектах будет первой попадать вам и выбирать сможете уже вы. Но на это требуется много времени, а начинать с чего-то ведь нужно. Именно поэтому многие ищут первые проекты для инвестиций в местных стартап-акселераторах. Причина до банальности проста: если проект сумел пройти 3 месяца обучения и его пустили на демодень, значит, он что-то собой  представляет. Сам стартап открыт к инвестициям, есть возможность поговорить не только с CEO, но и с лекторами, узнать их мнение. Инвесторы, с которыми мне удалось поговорить, признавались: часть хороших стартапов им рекомендовали руководители акселераторов. В итоге каждый из них либо уже получил удачный экзит, либо существенно увеличил свои вложения за счет повышения оценки компании.

Но есть проекты, которые в акселерации не нуждаются: у них есть выручка, есть клиенты, есть поле для развития. На самом деле инвесторы в СНГ сейчас охотятся именно за такими проектами. Они хотят видеть живые деньги, а не просто хорошую идею. Чаще всего такие стартапы находятся инвесторами по рекомендации. На рынке все друг друга знают и рассказывают один другому о правильных проектах. Но если вы как стартапер сами пытаетесь найти инвестора, можете прямо идти к наиболее для вас симпатичному: покажите цифры, графики, бизнес-план и попросите вменяемую сумму за нормальную долю. У опрошенных журналом «Стартап» инвесторов бывали случаи, когда итоговые решения принимались всего за час. Для убеждения было достаточно лишь хорошего питча.

Быть инвестором нелегко. Ведь никто не знает, где следующий Facebook, а всем так хочется инвестировать именно в него. И это только со стороны кажется, что у них много денег и они готовы тратить их миллионами. Но не все понимают, что фонды не только дают, но и хотят получать взамен. А для этого необходимо хорошенько постараться: следующий условный Facebook попадается не так уж и часто.