IT-системы стали объектами государственно-частного партнерства

В пятницу, 28 июня, Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Принятый и подписанный Президентом закон позволяет заключать соглашения государственно-частного партнерства (ГЧП) и концессии в отношении информационных систем, в том числе государственных информационных систем, программ для ЭВМ и других объектов инфраструктуры. Появление нового инструмента в праве позволяет привлечь в IT частные инвестиции, интегрировать передовые технологии и наилучшие мировые практики.

«Теперь затраты на создание или модернизацию и повышение эффективности работы IT-системы может взять на себя исполнитель из числа компаний IT-рынка, а в договоре будет предусматриваться коммерциализация исполнителем созданного и модернизированного им продукта», — разъяснил Кирилл Варламов, директор Фонда развития интернет-инициатива (ФРИИ). Эксперты ФРИИ приняли непосредственное участие на стадии разработки законопроекта, выступив консолидатором мнений банковской, IT и юридической сфер. Инициаторами законопроекта выступила группа депутатов Государственной Думы во главе с председателем Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николаем Николаевым. По словам главы профильного Комитета, этот законодательный акт крайне актуален и является важным этапом решения задачи цифровизации российской экономики.

«Признание IT-систем объектами ГЧП или концессии ускорит темпы информатизации и цифровизации страны. Компании могут в короткий срок создать информационную систему, благодаря которой целый пласт процессов и функций станет понятным и прозрачным для всех», — пояснил Кирилл Варламов. — «Затраты на создание или модернизацию и повышение эффективности работы IT-системы теперь может взять на себя исполнитель из числа компаний IT-рынка, а в договоре предусматривается возможность коммерциализации исполнителем созданного и модернизированного им продукта».

По всей России работает больше 1000 государственных информационных систем, из них более 300 – федеральные, а по-настоящему удобных в эксплуатации, работающих без сбоев IT-систем — не больше 30%.

Оба закона предусматривают механизмы взаимодействия инвестора и государства, когда инвестор берет существующий объект социального назначения или создает новый и эксплуатирует его в течение определенного срока, при этом зарабатывая на этом. Основная разница состоит в том, что при ГЧП объект “отходит” инвестору, а при концессии объект переходит в собственность обратно государству. Государству обе эти истории выгодны тем, что оно по сути не вкладывает свои деньги, а определенный объект возникает или модернизируется за счет инвестора.