Много-много лет тому назад, когда большинство читателей даже не родились, Кремниевая долина выглядела не так, как сегодня. Вместо тысяч инвесторов там проживали тысячи инженеров, которые приезжали делиться своими разработками и искали партнеров для создания перспективного бизнеса. Так родились Apple, Intel и десятки других компаний. Сегодня ситуация изменилась, вместо инженеров мальчики-хипстеры в Prada и «мешки с деньгами», за которыми все бегают, включая мальчиков.
С ростом технологических компаний вроде той же Apple или Xerox, все больше людей приезжали в Долину на постоянную работу. В подобной атмосфере рождалось множество идей, и со временем начали появляться уже не только технологические компании, а такие как Yahoo! и Google. Амбициозных людей было много, и едва ли не каждый день рождалась новая компания. После спекулятивного пузыря в 2000-х годах, желание вкладывать деньги немного поутихло, но затем начался Facebook, и все понеслось вновь. Был продукт, были люди, готовые вложить деньги. Время шло, и все больше людей хотели получить отдачу побыстрее, вкладывая деньги в сервисы, которые могли быстро показать отличные результаты и рост.
Сегодня же такая вся Долина. Все готовы вкладывать деньги в ИТ-бизнес и разного рода сервисы, которые смогут быстро окупить затраты и принести прибыль. В итоге, WhatsApp покупают за $19 млрд, Instagram за $1 млрд, а создатель Shapchat в свое время отказывается от $3 млрд. Каждый день СМИ рассказывают об огромных инвестициях в компании Dropbox, Uber, Airbnb и тому подобных. А где информация о каких-либо технологических стартапах или новых технологиях?
Пока у нас только два успешных примера за много лет и оба связаны с человеком, который пытается изменить существующие технологии – Илон Маск, который вовсю работает над Tesla Motors и SpaceX. Сегодня обе компании отлично торгуются на биржах и приносят неплохой доход, хотя каждая из них и дешевле WhatsApp. Настоящую известность каждая из компаний обрела в 2011–2012 годах, когда продукты стали успешными. Но Tesla основана в 2003-м, SpaceX – в 2002-м. Десять лет шли исследования и постоянная работа над продуктами. Вложенные $200 млн Маска превратились сегодня в миллиарды. Но ведь сколько пришлось ждать! Нынешние инвесторы к подобному не готовы. Как и молодые изобретатели.
На реализацию идеи уходит уже не несколько лет, а всего 100 дней. Именно такой срок предоставляют сервисы краудфандинга (вроде Kickstarter) для сбора необходимой суммы средств. Проект помасштабнее «умных» часов? Тут уже либо в Google X, либо за грантами в университеты и государственные учреждения. Есть и другой выход: задвинуть собственную идею далеко в чулан и отправиться на работу в компанию вроде Apple и Facebook, где умных людей с радостью примут.
Но проблема в том, что молодые люди сегодня едут в Долину именно за деньгами. Знакомые? Да! Связи? Да! А для чего? Для денег. Это место привлекает уже не столько атмосферой новых знаний и технологий, сколько возможностью найти ангела, который даст денег на проект. Яркий пример тому – повествование из жизни менеджеров венчурных фондов, которые просматривают десятки презентаций в день. И все авторы просят одного – денег. А важно понять другое – деньги не главное. Нужно менять мир.
Почитать про успехи Viber или Pinterest интересно. Молодые разработчики смогли создать команду и представить продукт, в котором люди заинтересованы. Но они, во-первых, не приносят денег, а во-вторых, не создают новых технологий. Хотя именно этим всегда славилась Кремневая долина. Хотелось бы видеть побольше компаний вроде Tesla Motors, которые не просто создают имидж страны, но и накапливают знания, патенты. Пока таких компаний немного, а еще столько нужно сделать…