За последние десятилетия российский автомобильный рынок стал одним из крупнейших в Европе. В ходе исследования, проведенного аналитическим агентством «Автостат», было установлено, что в России больше половины семей (51%) имеют автомобиль. В то же время рынок купли-продажи автомобилей пока нельзя назвать цивилизованным: частники сами договариваются между собой, а юридическая чистота машины, реальная оценка технических характеристик транспорта остаются при таких сделках под большим вопросом. Сергей Дырин рассказал нам о созданном сервисе по быстрой продаже поддержанных автомобилей, о своих надеждах и планах вывести рынок машин, бывших в употреблении, из «серой» зоны.
Наше досье
Автоаукцион MAGNUMCAR – это cовременная торговая онлайн-площадка для купли-продажи поддержанных автомобилей, работающая в режиме реального времени. Сервис был запущен в начале сентября 2015 года.
На третий месяц работы проекта обороты компании достигли 49 млн рублей и продолжают расти в геометрической прогрессии. За это время на площадке MAGNUMCAR прошло 920 автоаукционов.
Первоначальные инвестиции в проект составили в целом $1 млн: $500 тысяч в компанию вложили основатели стартапа – братья Максим и Сергей Дырины, другие $500 тысяч вложил частный инвестор. В настоящий момент ведутся переговоры с несколькими крупными венчурными фондами об инвестициях для дальнейшего развития и масштабирования проекта.
Стоит отметить, что этот бизнес-проект – не первый для Сергея и Максима Дыриных. Братья родились в г. Саранске. Оба переехали в Москву сразу после окончания школы. Максим окончил Государственный университет управления, факультет маркетинга, а Сергей – МГУ, экономический факультет.
С 2009 года они являются основателями и совладельцами успешно действующей группы компаний FirstRestaurants, которая управляет ресторанными проектами в Москве и регионах России. Но бизнесом они начали заниматься еще в студенческие годы, поскольку обладали бизнес-мышлением. С 1997 года братья запускали проекты в сфере игорного бизнеса. Им принадлежала известная компания Rosgame, один из лидеров рынка, которой были разработаны несколько инновационных для того времени продуктов: программное обеспечение и новые модели игровых автоматов, ставших популярными и занявших весомую долю рынка в России и СНГ.
Сергей, здравствуйте! Приветствуем вас на страницах RUSVEST.RU. Расскажите, пожалуйста, о сути вашего сервиса. Что нужно сделать, чтобы продать машину через ваш аукцион?
Для того чтобы продать машину через сервис, нужно сделать несколько несложных шагов. Для начала продавец получает предварительную оценку своего автомобиля на сайте или по телефону. Если цена его устраивает, он везет автомобиль на бесплатную техническую и юридическую диагностику, по результатам которой выдается диагностическая карта состояния транспортного средства. Следующим шагом является проведение торгов, за которыми продавец может наблюдать. Автоэксперты размещают качественные фотографии и описание автомобиля на платформе для торгов автоаукциона MAGNUMCAR. После размещения в системе всем участникам аукциона приходит SMS-сообщение о лоте с его описанием, указанием года выпуска машины, марки, модели. Исходя из этого, дилеры решают, принимать ли участие в торгах, и в течение 30 минут сотни профессиональных автодилеров предлагают свои ставки. В итоге продавец выбирает наиболее выгодное ценовое предложение, подписывает все необходимые документы и сразу же забирает деньги. Вся процедура длится не более одного часа. При этом MAGNUMCAR гарантирует, что дилеры готовы выкупить любую машину, которая торговалась на аукционе.
Почему вы решили заняться новым бизнес-проектом, являясь владельцами уже успешно существующего бизнеса? Что-то в нем не устраивало?
Мы предпочитаем никогда не останавливаться на достигнутом, никогда не довольствуемся малым, если можно сделать в этой жизни больше. Мы изучали западную аукционную модель, прежде чем перенести этот опыт в российскую действительность, нам она показалась очень интересной и перспективной. И именно в этом году мы увидели подходящую возможность запустить такой проект в России.
То есть это не нечто новое в мире?
Да, совершенно верно. В Америке, Японии и странах Европы эта модель существует уже не один десяток лет. Их рынок можно назвать более цивилизованным в этом плане: более 60% автомобилей продается не из рук в руки среди частных лиц, а через профессиональных игроков. Так, прародителем всех автоаукционов можно назвать аукцион «Манхейм», который появился в США в 1945 году. Это один из крупнейших автоаукционов в мире, штат его насчитывает 1800 служащих, а дневной оборот составляет в среднем 9000 автомобилей. На построение столь мощного механизма были потрачены три четверти века. Автоаукцион «Манхейм» сделал ставку на организацию честных и справедливых торговых отношений и не прогадал.
Откуда появилась уверенность, что эта модель подходит для нашей страны?
Мы считаем, что наш рынок естественным образом уже созрел для подобного формата купли-продажи автомашин. Количество автомобилей с каждым годом растет. Потребность участников рынка в комфортных и безопасных, без потери денежной выгоды, сервисах и услугах также требует новых решений. Безусловно, важную роль в формировании рынка играет появление крупных игроков, вкладывающих средства в развитие цивилизованного рынка по продаже поддержанных автомобилей и формирование рынка высококвалифицированных специалистов-оценщиков из профессионалов смежных отраслей. И сейчас мы наблюдаем «рождение» подобных компаний на рынке.
Автовладельцы готовы препоручить хлопоты по продаже своего транспорта компании, которая позволит сэкономить личное время на многочисленных встречах с потенциальными покупателями, как это бывает при самостоятельной продаже, и, что очень важно, делает процесс покупки-продажи быстрым и безопасным. Количество заявок на торги, которые мы получаем ежедневно, говорит о том, что спрос на эту услугу есть. Только за ноябрь 2015 года, то есть через два месяца после запуска проекта, мы сыграли более 400 аукционов.
Не рискуете ли вы, запуская новый бизнес-проект в самый разгар экономического кризиса?
Нет, даже наоборот: мы считаем это время самым подходящим. В кризис сфера поддержанных машин растет быстрее всех. По нашим прогнозам, ситуация на рынке поддержанных автомобилей в следующем году останется стабильной на том же уровне, или спрос упадет не более чем на 10%, что не отразится критически на нашем бизнесе. Обвал рынка новых автомобилей в этом году переформатировал покупателей на сегмент поддержанных автомобилей. По данным аналитического агентства «Автостат», в ноябре 2015 года в целом было продано на 20 000 автомобилей больше, чем в сентябре этого же года, а общий объем рынка поддержанных автомобилей на конец ноября 2015 года составил 4,5 млн штук.
С какими трудностями вы столкнулись при запуске проекта?
В первую очередь с недоверием со стороны всех участников: покупателей-дилеров и продавцов. Но это нельзя назвать непреодолимой трудностью, это нормальная реакция при появлении нового формата отношений на рынке купли-продажи. Мы рассматриваем это как задачу, над которой активно и успешно работаем, в этом также помогает состояние рынка в целом.
Поначалу наши партнеры–дилеры с опаской отнеслись к покупке машины, что называется, «не глядя». Им казалось, что они покупают «кота в мешке», поэтому на первые сделки они приезжали и лично осматривали автомобиль и проверяли его повторно. Но уже последующие сделки проводились онлайн, на доверии к нашей компании. Это произошло после того, как они на собственном опыте убедились в том, что наша система по оценке автомобиля качественно отлажена, а отношения, которых мы придерживаемся, – честные, открытые и юридически закрепленные. Такая же ситуация и с покупателями. Всегда к чему-то новому относятся с опаской и недоверием, но изменить такое отношение помогает время и общие тенденции на рынке.
Люди привыкли пользоваться при продаже своего автомобиля популярными сервисами типа «Авито.ру», «Авто.ру». Как вы планируете с ними конкурировать?
Да, конечно, эти порталы – один из самых популярных на сегодняшний день способов продажи своего подержанного автомобиля. Но не стоит забывать, что у собственников транспорта фактически не было альтернативы. Самостоятельная продажа машины через подобные порталы имеет свои минусы: нужно тратить много времени на встречи с потенциальными покупателями. Зачастую «покупателями» являются «серые» перекупщики, которые всеми силами стараются занизить цену. Мы не говорим уже о безопасности таких встреч и сделок, это тоже нужно учитывать. И, как правило, продавцу очень сложно реально оценить свой автомобиль. Если он выставлен по завышенной цене, есть риск продавать машину очень долгое время, до тех пор, пока вы не снизите стоимость. Или наоборот – рискуете продать по более низкой цене, чем могли бы.
Каким образом ваш аукцион решает эти проблемы?
Во-первых, продавец может совершенно бесплатно оценить свой автомобиль и понять реальную рыночную стоимость, на что он может в среднем рассчитывать при продаже. У нас есть собственные диагностические центры, где машина проходит полнейшую диагностику в соответствии с технологическим чек-листом. В диагностическом листе онлайн-аукциона MAGNUMCAR 150 пунктов для точной оценки состояния автомобиля. Для комфортной и прозрачной продажи создается не менее 20 фотографий автомобиля с разных ракурсов и дополнительно фотографии со всеми малейшими повреждениями.
Во-вторых, аукцион позволяет продать машину очень быстро, не тратя время не бессмысленные встречи с потенциальными покупателями. В среднем, машина продается за 1 час, учитывая время проведения аукциона и все нюансы по оформлению документов.
В-третьих, можно быть уверенным, что продавец получит наиболее выгодную цену на рынке за свой автомобиль.
Расскажите о самом аукционе, что он собой представляет в реальности для продавца?
Аукцион проходит после этапа предварительной диагностики и оценки автомобиля в режиме реального времени на базе наших диагностических центров. Все происходит на глазах у собственника автомобиля. Специально разработанная платформа для торгов, техническое оснащение диагностических центров позволяют сделать процесс аукциона максимально удобным, быстрым и прозрачным. Продавец, комфортно расположившись на диване, следит за торгами – центры оснащены экранами, на которых отображается весь ход торгов. Дилеры, подключенные к системе и получившие оповещение о предстоящих торгах, моментально в них включаются. Весь процесс занимает 30 минут.
Сколько дилеров участвуют одновременно в торгах?
Получив уведомление с полным описанием автомобиля, фотографии, дилер принимает решение об участии в аукционе. В среднем в одном аукционе за автомобиль борются 50–100 дилеров.
Через какое время продавец получает деньги?
Сразу же после аукциона.
Бывает ли, что дилеры не приезжают за автомобилем и он «виснет» у вас?
Такие случаи можно назвать исключениями. Мы проводим тщательный отбор партнеров, юридически закрепляем наши отношения. И к тому же дилерам невыгодно терять надежного и постоянного партнера в нашем лице, если они планируют работать на этом рынке долго.
Какие у вас планы по дальнейшему развитию проекта?
В настоящий момент работают два диагностических центра в Москве. К концу марта 2016 года мы планируем открыть еще пять центров в столице и по одному или двум в 15 российских городах–миллионниках в течение следующего года. К концу 2016 года мы рассчитываем выйти на запланированные показатели: 7000 автомобилей в год и 230 млн рублей оборота в месяц.
Также мы планируем активно развивать партнерские отношения с корпоративными клиентами. В настоящее время основную долю продавцов составляют частные лица. Со стороны корпоративных клиентов мы видим заинтересованность в подобном партнере, через которого они смогли бы реализовывать парк машин.
На реализацию таких планов нужны немаленькие инвестиции. Деньги откуда планируете брать?
Да, для того чтобы бизнес был прибыльным, необходимо масштабировать проект в течение ограниченного количества времени. Для этого мы открываем центры в Москве и в регионах. В настоящее время идут переговоры с несколькими крупными венчурными фондами об инвестициях для дальнейшего развития и масштабирования проекта. Со стороны инвесторов есть интерес к проекту.
Сейчас мы все наблюдаем появление на рынке компаний, которые пытаются внедрить подобную аукционную систему по продаже поддержанных автомобилей. Насколько перспективным вам кажется подобный формат для российского рынка?
Да, такая тенденция есть. Аукционы – новое направление развития современного российского рынка купли-продажи автомобилей с пробегом. Мы убеждены в том, что будущее российского рынка поддержанных автомобилей за аукционами. На все нужно время. В России в этом плане потенциал рынка огромен: не больше 10% владельцев проводят продажи через профессиональных посредников, остальные в силу объективных причин предпочитают заниматься этим самостоятельно.
Беседовала: Елена Лисянская