Интервью с Кэмпбеллом Бетвейтом, главой финтех-холдинга RedStone Capital

Кэмпбелл Бетвейт

Управляющий партнер SafeCrow и глава финтех холдинга RedStone Capital Кэмпбелл Бетвейт: «Ем гречку и езжу на дачу. А еще в России слишком редко задают вопрос – как сделать лучше»…

Кэмпбелл, как Вы, австралиец, стали российским бизнесменом?

Я родом из Австралии, но жил и работал во многих странах. В 2002 году я приехал в США, чтобы получить степень МВА по финансам в Уортоне. После, когда я работал в Нью-Йорке мои коллеги предложили мне поработать в России. Это казалось авантюрой, ведь об этой стране я мало, что знал, хотя бывал здесь ранее несколько раз.

Но подумал — почему бы и нет? Мне нравилась Россия. Купил теплые вещи, словарь и за день до Рождества в 2006 году я приехал в Москву. И не знал ни одного слова по-русски. Но тогда я решил, что жить здесь будет интересно. Для меня это был своего рода вызов: огромная страна, огромный потенциал, большое количество перспектив. Здесь было определенно интересней, чем в США. Мой предыдущий работодатель – международная компания CityGroup смогла предоставить мне здесь и работу, и жилье.

Я хотел изучить русский, встретить друзей и жить интересной жизнью здесь: быть успешным в профессиональном и личном плане. И, к счастью, у меня это получилось. Но я не останавливаюсь на достигнутом и работаю над улучшением всех аспектов своей жизни.

Какие стереотипы о нашей стране не прошли проверку реальностью?

Про Россию действительно существует много стереотипов, и в частности про бизнес. Считается, что в России бизнес ведется очень жестко. Мне посчастливилось работать в разных странах, в частности в Африке и Америке, где модель ведения бизнеса также считается очень жесткой. А в России это не всегда так. Второе – холодность и строгость русских людей. Это не имеет ничего общего с реальностью: россияне — очень теплые, эмоциональные люди.

Что для вас стало самым шокирующим в России?

Зима и пробки. Было очень холодно, мы ехали на такси из Шереметьево и попали в огромную пробку. Я тогда обратил внимание, что русские принимают решения очень индивидуально: мало кто уступит место, пусть в конце концов это окажется выгодно всем. Любой водитель попытается вырываться вперед на пару сантиметров, окончательно перегородит дорогу остальным, и все из-за него будут стоять часы. Это частный пример, однако характерный для многих сфер, и в бизнесе дела тоже обстоят точно так. Конечно, неплохо было бы иметь разумный баланс обоих подходов, однако в бизнесе команда всегда играет лучше одиночек.

Что помогло Вам адаптироваться?

Очень важно при переезде принять новую культуру, отнестись к ней с большим уважением. Но это не значит, что нужно стать русским, например. Я очень многому учусь у людей вокруг. Делиться с друг с другом опытом, обмениваться разными точками зрения – вот факторы, которые помогают адаптироваться в другой стране. До этого я много, где жил и не знаю ни одного, успешного примера, когда человек приезжая в новое место пытался навязать свой образ жизни. Это абсолютно бесполезно и даже глупо. Мне нравится жизнь большого города. Бары, рестораны. Благодаря русским друзьям стал по выходным ездить дачу. Ем гречку, а вот русские грибы все еще не могу. Люблю путешествовать, чтобы сменить обстановку.

Как Вы пришли к решению начать собственный бизнес?

Спустя некоторое время работы в России, мне стало окончательно ясно, что эта страна больших возможностей. Имея значительный опыт создания, выстраивания и продажи бизнесов в других странах, а также большой бэкграунд в инвестиционных банках, я решил оставить свою работу и попробовать создать что-то свое. В 2008 году я запустил сразу несколько проектов в секторе гостиничного и ресторанного бизнеса, так как это направление мне было наиболее понятно и близко, ведь когда-то я начинал свой профессиональный путь именно с него. Все эти проекты успешно существуют по сей день.

Я увидел большой потенциал в SMB (small-medium business) и решил запустить несколько проектов в этой сфере. С учетом необходимости диверсификации российской экономики, а также мировой практики, где на долю малого бизнеса приходится до 90%, я считаю, что поддержка и развитие этого сегмента крайне перспективна для России, именно он поможет занять России желаемое место в мировой экономике.

Поэтому в 2014 году я создал холдинг, в который вошли компании, предоставляющие услуги, способствующие укреплению и росту SMB. В основе всех бизнесов лежат финансовые технологии, собственно поэтому он был назван Finteca. Всем фирмам нужны финансовые услуги: все платят по счетам, всем нужен капитал, нужны разные формы управления денежными ресурсами. Здесь есть много места для инноваций, которые банки не могут охватить, потому что у SMB нет больших брендов и заработанной репутации. Finteca, давая им нужные инструменты (кредиты, эскроу и так далее) помогает решать многие проблемы, связанные с развитием небольших компаний.

Сейчас холдинг объединяет около 20 проектов со штатом сотрудников более 200 человек, работающих в сфере финансовых услуг. Недавно мы расширились, включив ряд компаний, оказывающих не только финансовые услуги, и изменили свое название на RedStone Capital.

С какими основными проблемами Вы столкнулись при создании бизнеса в России?

В России, как и в любой стране, есть свои особенности. В каждой индустрии действуют четкие правила, нужно их понимать и следовать им. Есть сферы, которые, скажем так, зарезервированы для государства и окологосударственных компаний. Поэтому нужно выстраивать свой бизнес так, чтобы не конкурировать с ними.

Здесь очень много разных нормативных документов, актов и требований к коммерческой деятельности, которые необходимо тщательно изучать. К сожалению, российские законы не такие четкие и однозначные, как в других странах, где я работал ранее. Иногда они даже противоречат друг другу. Контролирующие органы тоже очень жесткие. Поэтому при запуске нового технологического продукта в России сразу не понятно, достаточно ли будет текущей законодательной базы для работы.

Еще Россию отличает очень высокая стоимость привлечения капитала. В США есть огромное количество разных источников капитала, в том числе продажа доли, привлечение фондов, займы, ценные бумаги и пр. Здесь этот рынок не так развит и не настолько широк, как мог бы быть. Поэтому здесь гораздо сложнее развивать бизнес.

Были ли сложности с поиском команды?

Найти талант – один из ключевых моментов при создании бизнеса, независимо от страны и индустрии. Важно найти человека, который не только создаст проект, но и сможет с ним расти. Ведь на каждом этапе развития проекта нужен определенный набор навыков.

Я считаю, что у руководителя должно быть достаточно полномочий, чтобы строить бизнес согласно его видению. Уверен, что у команды без прав не получится выстроить успешный проект. Но с другой стороны необходимо следить, чтобы деятельность на каждом этапе соответствовала глобальной цели развития проекта.

Как вы решили проблему финансирования?

Тут мне помогли наработанные связи и мой профессиональный опыт. Прибыль от успешных текущих проектов тоже помогла. А теперь, с развитием холдинга, нам доступны разные формы финансирования — банковские, инвесторские, собственная прибыль, ценные бумаги (у нас есть евробонды, и мы планируем выпускать рублевые бонды). Очень важно, что нам удалось диверсифицировать пул денежных средств, чтобы инвестировать в разные типы бизнеса.

В чем особенность российских коллективов?

У русских много традиций, особые способы коммуникаций. За 11 лет есть вещи, к которым я до сих не привык. Но мне повезло, что люди вокруг меня с пониманием относятся к этому. Что мне нравится, это то, что здесь люди более прямые, в отличие от США и Англии, например. Здесь в бизнесе часто говорят то, что думают, и это помогает быстрее достичь поставленных целей. Многие процессы становятся эффективней.

Но есть и другие традиции, например, громко отмечать дни рождения и другие многочисленные праздники в офисе, которые мне кажутся странными. Но в целом, думаю, что такой микс полезен, потому что соединяя российские реалии и зарубежный опыт других стран можно делать действительно новые и интересные для рынка вещи.

Какие характерные отличия Вы бы выделили в русском менеджменте? Чем он отличается от традиционного западного стиля?

Думаю, нет стандартов для управления российской командой или американской. Все зависит от самих людей. Единственное, что я усвоил: при работе в русском коллективе нужно чувствовать приоритеты сотрудников- личные, семейные, карьерные, национальные. Словом, все, что происходит вокруг.

Вам удалось выстроить рабочие процессы согласно западным методам?

Я не могу назвать свой стиль управления также чисто западным. Выстраивание процессов — это каждый раз эксперимент в подходе, поиск наиболее эффективного метода.

В чем отличия российских бизнесменов от западных?

Я встречал два типа менталитета во многих российских компаниях. Первый — это экстремально интеллектуальные, мотивированные люди, у многих из которых есть просто фантастические идеи. Но они приходят к вам и предлагают что-то купить совершенно неподготовленными. Они ничего не знают о вашей компании, не могут объяснить, почему их предложение должно подходить вам и чем это будет выгодно для вас. Такой тип людей я называю мечтатели.

Другой тип, который я тоже часто встречаю в России – это люди, которые погрязли в процессе, который им нарисовали может быть еще двадцать лет назад или даже в советское время. Но они продолжают двигаться теми же самыми шагами каждый день. Такая рутина — обычное дело во многих административных органах, в бухгалтериях. Но самое удивительное, что такое часто встречается и в маркетинге, в клиентском обслуживании.

Такие люди никогда не задают вопрос – как сделать по-другому, как сделать лучше? Вообще этот вопрос я не слышу в России достаточно часто. Это главное различие между тем, как делаются дела в лучших западных компаниях и в некоторых компаниях здесь, в России.

Как организован ваш рабочий день?

В основном он занят встречами – с коллегами, партнерами. Мой рабочий день заканчивается очень поздно, так как ночью я разбираю почту и отвечаю на письма, которые накопились за день. Другого времени просто нет.

Каков главный секрет успешного лидерства?

Секретов нет. Очень многое зависит от способности обучаться. От желания работать над собой. Если ты хочешь быть успешным лидером, значит ты должен уметь выделять главное, знать куда идет бизнес, уметь расставлять приоритеты. Ты должен иметь видение по развитию компании на каждом этапе, как в текущем, так и в перспективе: через 2 месяца, через год, пять лет. Понимать, что важно для твоей компании и команды в любой момент времени. И это не просто красивые слова. Ты должен быть самоотвержен в своем деле: при необходимости работать самому ночь напролет, внедряя новую штуку, которая улучшит работу бизнеса. Важно уметь не только хорошо говорить, но и реально делать, выполнять свои обещания перед бизнесом. Это очень вдохновляет команду

Сложно было подстроиться под эти правила?

Да, пришлось выучить очень много уроков. Какие-то хорошие, какие-то не очень. Но в итоге, я достиг баланса, понимая, что результат сегодня не равен результату завтра. Теперь мне комфортно.

У Вас есть какие-то любимые места в Москве?

Мне нравятся парки: Парк Горького и Сокольники. Я люблю кататься на велосипеде вдоль реки летом. Также здесь много отличных ресторанов и баров, таких как Bruce Lee и, конечно, Garage Club

По чему Вы больше всего скучаете в России?

Здесь мне не хватает тепла и солнца. Скучаю по морю, пляжу в Австралии. Возможности проводить больше времени на улице, например, ездить на работу и с работы на велосипеде, играть в теннис под открытым небом. Скучаю по жизни в Нью-Йорке, его городским развлечениям, разнообразию и демократичности ресторанов и баров. Но Москва сильно меняется в последние годы. Это круглосуточный город. Я могу делать все, что мне захочется в любое время суток, будь то шоппинг или поход в кино. Во многих городах мира такого просто нет.

Без чего «русского» Вам будет трудно обойтись в других странах?

Без отношений с русскими людьми. Действительно, русская душа – это особая вещь, которая не оставляет равнодушным и притягивает навсегда. Я хочу продолжать здесь жить и работать.

RedStone Capital (бывший Finteca Holdings) инвестиционный холдинг, в портфолио которого более 20 компаний по 4 основным направлениям: финансовые технологии, недвижимость, онлайн-платформы, медицина и биотехнологии.
Благодаря синергии проектов, холдинг выстраивает эффективные бизнес-модели и предоставляет клиентам услуги высшего качества по приемлемым ценам.

SafeCrow — первая компания в России, которая предоставляет комплексные услуги по защите от мошенничества сделок купли-продажи Интернете.
Выступая в качестве независимой третьей стороны SafeCrow, обеспечивает гарантию выполнения обязательств участникам онлайн-сделки, размещая денежные средства на специальном эскроу-счете до исполнения условий сторонами. Сервис снижает риски подлога и мошенничества как для продавца, так и для покупателя. Особенностью SafeCrow является быстрое и профессиональное урегулирование возникающих споров, в том числе с привлечением третейского суда и арбитража.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here