Рынок онлайн-аптек в РФ в последнее время демонстрирует положительную динамику развития. Об этом свидетельствуют исследования, проведенные компанией Data Insight при поддержке SAP. По итогам, число заказов за период 2018 года выросло на внушительные 78%. При этом 31% из общего объема продаж пришелся на Apteka.ru. Эта компания входит в ТОП 1 000 крупных ритейлеров. Рост числа заказов сохраняется и на сегодняшний день. Отследить мониторинг цен в аптеках России удобно на платформе Metacommerce. Там отражены все колебания на рынке РФ, информация оперативно обновляется в случае изменения ситуации.
Важно: несмотря на активное развитие интернет-аптек, до сих пор ритейлеры и участники фармрынка не смогли прийти к единому мнению относительно продаж лекарств онлайн. Одни видят новые перспективы для развития бизнеса и получения прибыли. Вторые настаивают на том, что онлайн-торговля серьезно угрожает стационарным аптекам.
Изменение на рынке продаж
С развитием цифровых технологий многие сферы нашей жизни перешли в новый формат – онлайн. В том числе и торговля. Если к появлению разных интернет-магазинов потребители уже привыкли, то фармацевтика только развивается. И весьма активно, как показывает динамика роста заказов.
На фоне изменений явно можно констатировать, что с появлением интернет-аптек наметились серьезные перемены и на рынке лекарств. Растет популярность площадок со сведениями про цены и наличие препаратов в стационарных точках продаж по городу.
Важно: тенденция учащения случаев заказа лекарств онлайн явно говорит о развитии полноценного комплекса для покупки таблеток, сиропов и прочих товаров, отпускаемых без рецепта, через интернет-ресурсы.
Согласно среднесрочным перспективам, на рынок ОТС-препаратов выйдут крупные торговые сети и ритейлеры. В подобных ситуациях решающим фактором является правильное ценообразование. Именно этот параметр привлекает публику, приводит поток клиентов, позволяет запустить проактивную ассортиментную и политику формирования стоимости, обеспечивает возможность полноценно конкурировать в отрасли аптечных продаж.
Развитие фармрынка: последствия
Первое, что стоит отметить, – рост числа игроков. Но это вполне оправданная реакция на развитие рынка. Чем больше участников и предложений, тем выше активность потребителей. Соответственно, динамика развития положительная. Увеличение числа игроков обусловлено тем, что многие аптеки внедрили опцию для заказов онлайн. Подобная функция приводит к повышению лояльности покупателей, которые привыкли приобретать лекарства в конкретной сети. За счет внедрения опции онлайн-заказа лидеры рынка (ТОП-15 представлен для ознакомления на платформе Metacommerce) увеличили свой оборот в интернет-торговле в 2 раза (за год).
Развитие аптечного бизнеса в интернете привело и к появлению новых онлайн-проектов. Причем вступают в игру сети с солидными бюджетами, объемы которых позволяет развиваться как во Всемирной паутине, так и в офлайне. Сложно сказать, что это: попытка монополизации фармрынка или желание перестраховаться и обеспечить финансовую подушку в каждом из форматов торговли. Однако факт налицо.
К последствиям развития интернет-продаж лекарственных препаратов также стоит отнести:
- повышение ценовой конкуренции;
- замедление динамики у мелких игроков и ускорение у крупных;
- рост оборота и увеличение доли в приросте рынка у Apteka.ru.
Интересно: забавное наблюдение было проведено экспертами. Игроки, которые в числе услуг для клиентов предлагают самовывоз, а не адресную доставку, развиваются быстрее (в среднем). Конечно, это не говорит, что отпадает нужда в курьерах. Однако тем участникам, кто предлагает легальные услуги (а доставка пока не узаконена), проще раскручивать бизнес.
Впрочем, хотя и отмечается бурная динамика, рынок интернет-аптек весьма неоднородный. В 2018 году, к примеру, 1/4 сетей увеличила объем продаж в 2,5 раза, в то же время 25% из общего числа их сократили. Впрочем, данный факт лишь подтверждает, что наблюдается укрупнение игроков. Возможно, их станет на рынке меньше, но конкуренция между лидерами ужесточится. А это приведет к необходимости разработки привлекающих потребителей ходов (снижение цен, дисконты и пр.), что наверняка станет толчком к изменениям.
Кто владеет информацией – владеет миром
Особенно эта крылатая фраза актуальна в бизнесе. Действительно, вовремя сориентироваться, перестроиться и получить выгоду могут лишь те игроки, которые держат руку на пульсе изменений. Для принятия правильных бизнес-решений крайне важно проводить мониторинг цен в аптеках.
Занимаются отслеживанием специальные платформы, среди которых выгодно выделяется сервис анализа Metacommerce. В короткий срок предоставляется достоверная и полная информация о состоянии в области фармпродаж. При сборе данных товары классифицируются по 12 признакам, направленным на сопоставление ассортимента клиента и аптечного рынка России. Такой подход позволяет автоматически сравнивать продукцию на базе специально разработанной экспертной системы статистики.
Данные собираются со всех доступных источников: прайс-листы, маркетплейс, приложения. Всесторонний подход позволяет предоставить максимально объективные сведения для разработки оптимальных бизнес-решений. Специальная система сплошного сбора с сайтов обходит любые блокировки, получает доступ почти к 100% товаров и информации о них.
«Метакоммерс» проводит анализ аптечного рынка России (физического и онлайнового). При отслеживании розничных сетей применяется специальное приложение, которое позволяет централизованно управлять сбором данных и задачами для аудиторов. По запросу возможна съемка товаров в любой из интересующих аптек. Применение современных технологий (машинное зрение и искусственный интеллект) позволяет повышать эффективность и сокращать затраты на работу специалистов.