Постановка целей в бизнесе имеет решающее значение для успеха любой компании, и тем более стартапа. Но иногда мы так сосредоточены на крупных целях, что забываем о целях для нашей команды. Управлять компанией, не устанавливая командные цели, можно сравнить с футбольным тренером, отправляющим игроков на поле без выработанного плана. Они, конечно, могут забить гол, но более вероятным результатом станет хаос, путаница и проигрыш. Крупные цели компании – это дорожная карта, а цели для членов вашей команды – это двигатель. Какие пять ключевых компонентов должны присутствовать у ваших командных целей?
1. Слаженность
Цели вашей команды должны быть стратегически выверены и слажены. Вернувшись к нашей футбольной аналогии: если цель компании состоит в том, чтобы забить мяч, цель каждого члена команды – это перемещение мяча по полю. Иными словами, командные цели – это компоненты одного большого паззла.
2. Реальность целей
Поднимите руку, если вы когда-либо ставили себе цели в Новый год. Теперь поднимите руку, если вы их так и не выполнили. Если вы подняли руку в обоих случаях, то, во-первых, вы просто человек, а во-вторых, вы столкнулись с одной из непреложных истин, заключающейся в том, что следовать целям сложно. Причина № 1, почему большинство новогодних целей терпит неудачу – та же самая, из-за которой проваливаются и многие бизнес-цели: они невыполнимы. Мы ставим перед собой размытые задачи: похудеть, больше читать, делать больше продаж, но не конкретизируем их и тем самым делаем такие цели невозможными. Чтобы быть достижимой, цель должна быть реализуемой, и для этого ей нужны три-четыре ключевых ингредиента:
- ответственное лицо
- срок выполнения
- четкие критерии успеха
- бюджет (при необходимости).
Без этих трех (четырех) ингредиентов, цель – вовсе не цель, а желание. И хотя желания – это тоже неплохо, но они неэффективны для продвижения вашей компании вперед. Когда вы ставите цели своей команде, четко обрисуйте: кто несет ответственность, когда это будет выполнено, и как это будет оцениваться.
3. Временные рамки
Мы все ненавидели даты сдач экзаменов во время учебы, но их устанавливали, чтобы заставить нас привыкнуть укладываться в крайние сроки. Временной график похож на позвоночник, без него все становится шатким и рушится. Если у команды нет ощущения срочности и необходимости оперативного выполнения, то даже у самых добросовестных сотрудников появится соблазн работать не особо напрягаясь.
4. Контрольные точки
Итак, временные рамки важны. Однако это не значит, что вы можете дать срок на проект в полгода и не проверять работу все эти шесть месяцев. Недостаточно иметь крайний срок, на этом пути у вас еще должны быть и контрольные точки. Зачем? Причиной этому является человеческая природа: когда мы сталкиваемся с одной очень объемной задачей, мы воспринимаем ее как невозможное. Но когда мы разбиваем эту же задачу на несколько малых подзадач, их выполнение кажется вполне реальным. Разбивайте глобальный процесс на этапы и делайте проверку каждую неделю, месяц и квартал. Главное, не переусердствуйте с большим количеством рабочих собраний. Между увлеченным менеджером и микроменеджером есть тонкая грань, потому будьте осторожны, чтобы не переступить ее.
5. Стимулы
Важно дать членам команды свободу управлять своими собственными целями, но не менее важно также возложить на них ответственность за достижение этих целей. Для этого нужна система стимулов. Потребность в четких стимулах сводится все к той же человеческой природе и к законам физики. Мы все склонны к определенной инертности, и для того, чтобы побудить нас двигаться, требуется усилие. Ежегодные бонусы по достижению определенного результата – это классическая практика стимулирования, однако не бойтесь проявлять творческий подход в поиске способов мотивации вашей команды, особенно в отношении целей краткосрочных.