Российская Федерация входит в число лидеров среди стран по объему финансирования на исследования и разработки, занимая 8-е место в мире по абсолютному показателю затрат. Отличительной чертой является тот факт, что доля инвестиций в исследованиях и разработках, приходящаяся на государство, составляет около 85%, При этом в период 2011 – 2016 г.г. было выполнено 165 тыс. научно-исследовательских разработок (НИР) и опытно-конструкторских работ (ОКР) и только 33,7 тыс. зарегистрировано в качестве результата научно-технической деятельности (РНТД). Менее 5% вузовских разработок доходят до внедрения в промышленность, большая часть работ заканчивается лишь публикациями в специализированных научных изданиях и выступлениями на конференциях. В то же время ни один российский вуз не попадает в международные рейтинги инновационных вузов.
Эти и многие другие острые вопросы интеллектуальной собственности стали ключевыми в обсуждении участников дискуссии, проходившей в рамках секции ВОИР на конференции «Интеллектуальная собственность – инновационный потенциал России» в Роспатенте 27 апреля 2017 года.
Эксперты сошлись во мнении, что несбалансированность в развитии отечественной экономики, проявляющаяся, в первую очередь, в доминировании сырьевого с деградацией производственного сектора, стала причиной чрезвычайно низкой восприимчивости инноваций предприятиями как государственного, так и частного сегмента.
Выступающие согласились с мнением Всемирной организации интеллектуальной собственности, что «..было бы ошибкой надеяться, что переход к инновационной модели может быть обеспечен лишь разработкой и принятием ряда законодательных и нормативных актов..», принимая во внимание то, что Россия за последние 25 лет не осуществляла системной реализации научно-технической политики с учетом актуальных технологических трендов. При этом многие страны, позаимствовавшие советские механизмы управления инновациями, являются сегодня ведущими научными и технологическими державами мира.
Участники обсуждения также отметили недостаточность системы мер, в первую очередь, финансовой поддержки изобретательской деятельности, а также отсутствие информационной, организационной и имущественной помощи общественным организациям изобретателей и рационализаторов. Механизм венчурного финансирования все еще находится в зачаточном состоянии, а подавляющее большинство финансируемых проектов реализуются в сфере ИКТ, число инвестиционных сделок в других отраслях остается единичным.
Предложения участников секции были включены в итоговую резолюцию, согласно которой необходимо:
- рекомендовать федеральным и региональным органам власти оказывать максимальную финансовую, имущественную, организационную и информационную поддержку изобретательскому и рационализаторскому движению в России;
- рекомендовать Министерству образования и науки РФ, Министерству промышленности и торговли РФ, Министерству экономического развития РФ изучить возможность создания в регионах Офисов трансфера технологий (Центров компетенций и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности) на базе технических вузов в общедоступном формате с размещением в них патентных поверенных, инжиниринговых и маркетинговых подразделений, региональных организаций изобретателей, акселераторов с использованием опыта построения такой сети в Норвегии, Бельгии и других странах. Задачей их функционирования должно стать построение системы, позволяющей изобретателю комфортно работать от идеи до реализации конечного продукта по принципу «одного окна», получая полный спектр услуг с гарантией защиты от недобросовестной конкуренции. Максимально привлекать к работе таких офисов компании среднего бизнеса с хорошим потенциалом роста и восприимчивым к инновациям, готовых к завоеванию лидерских позиций в своих отраслях;
- поддержать предложение о запуске программы «Инновационный ваучер» на региональном уровне с целью оказания финансовой поддержки инновационной деятельности малых и средних предприятий и частных изобретателей в т. ч. при создании изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, «бизнес-упаковки» проектов для ускорения коммерциализации результатов, полученных в ходе НИОКР. Инновационный ваучер — это документ, которым получатель вправе оплатить услуги в областях научных исследований и разработок, разработки продукта, передачи технологий и интеллектуальной собственности, консалтинга в области управления, образования при реализации инновационного бизнес-проекта;
- рекомендовать инновационным предпринимателям и изобретателям максимально использовать возможности краудфандинга и венчурного финансирования для реализации своих проектов;
- рекомендовать Центральному Банку РФ разработать механизмы, предусматривающие возможность финансрования коммерциализации изобретений, через привлечение инвестиций негосударственных пенсионных фондов и паевых инвестиционных фондов непрофессиональных инвесторов;
- рекомендовать предпринимателям и изобретателям использовать теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ) для создания наиболее конкурентоспособных видов продукции в целях наиболее эффективной коммерциализации;
рекомендовать Министерству образования и науки РФ включить в разрабатываемый проект закона «О научной, научно – технической и инновационной деятельности в Российской Федерации» положения, предусматривающие поддержку изобретательской и рационализаторской деятельности, детского научного и (или) технического творчества, создание единого регулятора в сфере интеллектуальной собственности, а также, по необходимости, другие положения, вытекающие из перечисленных выше предложений.