Яков Бута: интервью с СЕО стартапа StringersHub

StringersHub

Здравствуйте, Яков! Приветствуем вас на страницах RUSVEST.RU. Для начала расскажите, пожалуйста, более подробно о StringersHub.

В StringersHub мы координируем работу стрингеров по всему миру и предоставляем информационным каналам видеоконтент. Таким образом, мы получаем актуальную и объективную информацию из любого региона и помогаем новостным интернет-порталам, телеканалам и информационным агентствам быть первыми в освещении новостей. Относительно недавно было принято решение о создании новой платформы StringersHub — сервиса-агрегатора, который позволит стрингерам и очевидцам по всему миру снимать и загружать видео в галерею. Доступ к ней смогут получить редакторы и продюсеры мировых медиа.

При покупке контента, авторы получают гонорар, а платформа оставляет себе комиссию. Наше основное преимущество — это доступ к большому объему “горячего” контента и возможность связаться как с его производителями, так и со стрингерами по всему миру, мы своеобразный мостик между стрингерами, очевидцами и новостным порталом, телеканалом и иными медиа. Также мы собираемся комбинировать бизнес-модели и сдавать сервис «в аренду» клиентам, которые захотят работать со стрингерами самостоятельно и кастомизировать все под них. У представителей медиа мало инструментов для работы с профессиональными стрингерами. Так что платформа позволит нам серьезно масштабироваться.

Когда появилась идея создания проекта?

Проработав шесть лет ведущим и журналистом на телеканале “Беларусь-1”, я открыл коммуникационное агентство Like media. Одно из направлений работы агентства было видеопроизводство. Около трех лет назад российские телеканалы начали обращаться к нам с просьбами снять кое-какие материалы в Беларуси. Мы снимали, клиенты оставались довольны. Мы начали им помогать со съемками и за рубежом. Толчком к созданию проекта послужил теракт в Тунисе. Террористы тогда подплыли к берегу и расстреляли туристов. На новостных сайтах публиковали ссылки на очевидцев происшествия.

Я зашел на страницу одного из них сотни комментариев к фотографии от журналистов, продюсеров и редакторов со всего мира. Крупнейшие агентства просили автора дать разрешение на использование снимка, просили подтвердить документально авторство снимка, поснимать видео и так далее. Думаю, большинство комментариев так и осталась без внимания. И я понял, что нужно создать то, что облегчит представителям медиа подобную задачу в будущем. Вскоре было принято решение выделить отдельный проект — StringersHub.

Какие этапы проходит материал, прежде чем попасть к заказчику? Какая стоимость одного видеоматериала?

Каждый день на почту, через формы на сайте, в мессенджеры приходят заявки. Мы ищем в нашей базе свободных стрингеров. Наши продюсеры помогают стрингеру организовать съемки, контролируют все этапы. После съемок получаем материал, проверяем его качество и объем. Передаем каналу, только когда убедились, что все в порядке. Цена материала согласовывается индивидуально. Обычно это 100−1000$ и выше. Иногда стрингер имеет четкие прайсы, иногда канал обозначает «потолок» — и мы ищем стрингера под него.

Если материал нужен срочно, то можно позвонить даже в 2 часа ночи. Наш продюсер начнет работу немедленно. Материал может быть готов через пару часов.
Мы работаем не только по заказу, но проявляем инициативу, ищем и предлагаем каналам интересные темы. Если тема нравится редакторам, ее заказывают.

Известно, что проектом заинтересовался американский акселератор Starta. Расскажите об этом подробнее.

Starta Accelerator помогает стартапам постсоветского пространства “стать на ноги” на американском и глобальном рынках. Starta заинтересовалась платформой StringersHub. Мы презентовали проект на разных конкурсах, заняли высокие места. После этого поступили предложения от акселераторов, в том числе и Starta. Провели с ними несколько скайп-конференций, и в итоге они подтвердили свою заинтересованность. Мы думали три недели и в итоге согласились принять участие. Проект StringersHub был оценен американскими специалистами в два миллиона долларов. Акселератору досталось семь процентов компании. В свою очередь Starta поддерживала проект на этапе активного развития во время акселерационной программы с января по апрель.

Почему услуги стрингеров стали востребованы?

Современные медиа меняются. Сегодня контент от стрингеров и от очевидцев превалирует. Главное, быть более гибкими и инновационным. Зачастую очевидцы происшествий делятся фото и видео на YouTube, но медиа не могут взять контент себе в эфир без разрешения, без передачи авторских прав. Это может стать серьезным барьером, если материал нужен здесь и сейчас. Нужно быстро и с гарантиями убедиться, что контент эксклюзивный, часто продюсер хочет связаться с автором видео и попросить снять что-то еще. Редакторы телеканалов по всему миру каждый день вступают в серьезную гонку за оперативность и эксклюзив. Чтобы победить, они готовы рассматривать любые предложения.

Есть ли конкуренты у платформы?

Конкуренция, несомненно, есть. Всех конкурентов мы делим на четыре группы. К первой группе относятся сами стрингеры. Хороший, профессиональный стрингер всегда востребован. Каналы сами ищут и работают с ними напрямую. Вторая группа — это сервисы-агрегаторы. Они упрощают поиск стрингеров, чем редакторы и продюсеры пользуются. Однако сервисы не могут помочь в организации съемок, и в этом их существенный минус. Третья — видеоагентства. Крупные холдинги, например, Reuters, Associated Press, AFP, имеют крупную сеть стрингеров и офисов по всему миру. Основное преимущество StringersHub перед ними — оперативность и мобильность. Договориться с, например, Reuters о съемке в этот же день вряд ли удастся. И в четвертой группе региональные продакшн-компании. Но они сосредоточены только на своем регионе. Конкуренция большая, это показывает востребованность услуги. Это не пугает, а стимулирует развивать и улучшать проект.

Расскажите, пожалуйста, о планах проекта на ближайшее будущее.

Мы планируем сделать из StringersHub не только достойного конкурента Reuters и The Associated Press, но и лидера в сфере видеопроизводства. Уже устанавливаем контакты с крупными СМИ в США и Европе, есть связи в России и в Казахстане. Кроме того мы планируем расширяться и организовать офисы за пределами Беларуси, создать штат постоянных репортеров в разных точках планеты, чтобы иметь возможность снять необходимый материал в любое время в любом месте.